Вы здесь

На прямой связи

Прямая линия губернатора Ненецкого автономного округа на радио «Нарьян-Мар FM» продолжалась полтора часа.

Ограниченное эфирное время не позволило дать ответы на все интересующие жителей округа вопросы, но это вовсе не значит, что они останутся без внимания. По итогам прямой линии уже сформирован перечень поручений губернатора, за исполнением каждого пункта этого документа закреплен конкретный ответственный.

– Перечень поручений, созданный по итогам обращений жителей Ненецкого округа на «прямую линию», – это документ, степень важности которого ничуть не меньше, а может быть и больше, чем любого другого распоряжения. Поэтому отнестись к реализации поставленных в нем задач необходимо с максимальной ответственностью, – сказал Игорь Кошин, обращаясь к своим заместителям.

Сегодня на страницах нашей газеты мы публикуем часть ответов губернатора Ненецкого автономного округа на поставленные жителями региона вопросы. В ближайших номерах мы продолжим давать ответы на наиболее острые вопросы, некоторые из которых станут темами для газетных репортажей.

– Можно ли сохранить все социальные выплаты для пенсионеров в прежнем виде?

– Мы на самом деле вместе с депутатами очень плотно отработали все вопросы, касающиеся социальных льгот, и приняли следующее решение. Мы поставили во главу угла, прежде всего, принцип адресности и нуждаемости, не снизили общую сумму этих социальных выплат, а перераспределили в сторону более нуждающихся.

Простой пример: сократили выплаты ко Дню Ненецкого автономного округа всем ветеранам с 10 тысяч рублей до 5 тысяч, но в то же время вместе с депутатами приняли решение, что все ветераны Ненецкого автономного округа, которые достигли 70-летнего возраста и, самое важное, проработали в округе не менее 15 лет, получат увеличенную выплату – 16 тысяч рублей. По-моему, это справедливо.

Другой пример – принятое совместно с депутатами решение по отмене льготного проезда к месту отдыха и обратно для инвалидов III группы. Не для всех, безусловно. Здесь принцип нуждаемости мы учитываем, и льгота сохранится для некоторых инвалидов и III группы, в зависимости от уровня их доходов. При этом мы вводим эту меру поддержки для инвалидов самой тяжелой I группы и оплачиваем билеты не только самому инвалиду, но и сопровождающему его лицу. Есть в этом логика? На мой взгляд – самая прямая. По сути, получается следующее: инвалид III группы – это работающая группа, то есть человек может пользоваться этой льготой по месту своей работы, а I группа – это неработающие люди и выехать за пределы округа, тем более без сопровождающего, они в принципе не в состоянии. Если взять статистику за 2014 год, то у нас воспользовались этой льготой 34 инвалида III группы и ни одного инвалида I группы, потому что он действительно не в состоянии самостоятельно выехать к месту отдыха и обратно. А в следующем году у него такая возможность появится.

Еще один «говорящий» пример – при рождении ребенка житель округа получает право на так называемое детское пособие. Право на его получение зависит от уровня дохода семьи. И в соответствии с нашим законодательством, мама младенца, получив такое право на выплату один раз в жизни, получает ее потом вплоть до достижения ребенком совершеннолетия. При этом и ребенок вроде как уже совсем не ребенок, и доход семьи изменился. Но и мы ведь не просили граждан подтверждать доходы с определенной периодичностью. И получается – ребенок повзрослел, мама вдруг узнает, что у него на счету есть приличная сумма, которой, вроде, и быть бы не должно. Поэтому мы опять же перераспределяем эти средства в адрес более нуждающихся.

Мне очень много задавали вопросов по поводу отмены доплат к пенсии – 2 600, 3 100 рублей. Я вас уверяю, никаких отмен не будет. Более того, в прошлом году мы даже увеличили эту выплату, проиндексировали до 3 100. Никакой массовой отмены льгот не будет. Будет перераспределение в сторону увеличения выплат нуждающимся и нашему старшему поколению.

Сохранить все социальные выплаты в прежнем виде, конечно, можно. Но, на мой взгляд, это будет с нашей стороны сродни бездействию: если мы не пересмотрим подход к расходованию бюджетных средств сегодня, то завтра можем просто лишиться источника для исполнения социальных обязательств. Мы должны найти баланс в расходовании бюджетных средств, при котором качество жизни для каждого жителя в регионе будет достойным.

– Очень просим любыми путями оставить «Нарьян-Марстрой» на плаву. Это же готовое к работе предприятие, со своими цехами и мощностями…

– Да, действительно, некогда это было замечательное предприятие, которое построило большую часть города. Но последние лет десять работы этого предприятия (если не больше) привели к тому, что мы сегодня имеем. Я назову только ряд цифр.

За последние два года, то есть за 2013–2014 гг., из окружного бюджета безвозмездно было «закачано» в данное предприятие 578 миллионов рублей. Это притом, что годовой фонд оплаты труда на данном предприятии был порядка 200 миллионов рублей.

Второй момент. Как минимум, шесть последних контрактов, которые взял «Нарьян-Марстрой», были заведомо убыточны. На сегодняшний день под риском штрафных санкций за просроченные объекты – свыше полумиллиарда рублей.

Пресловутый лабораторно-диагностический корпус вот-вот мы на днях должны сдать. Хотя еще предыдущее руководство обещало сдать его гораздо раньше. Предыдущий директор на каждой моей планерке давал данные, кто у него на объектах работает, кто не работает. Так вот, из 400 сотрудников на объектах находились меньше сотни. А остальные – кто в конторе, кто на больничном... Получается, что один работник должен был «прокормить» четверых, но вот в результате этого не получилось. Кроме того, сегодня еще сотни миллионов – это долги по налогам, во внебюджетные фонды, Пенсионный фонд, поэтому с такой ситуацией больше мириться нельзя.

Сегодня мы стоим перед выбором – либо «закачать» еще порядка полумиллиарда, как минимум, в данное предприятие, чтобы попытаться сохранить его на плаву, либо идти другим путем. И мы сегодня проводим определенную реорганизацию, главная задача которой состоит в том, чтобы те люди, которые сегодня сокращаются, получили все необходимые денежные выплаты. Вот это очень важно.

А на тех производственных мощностях будет создано новое предприятие. Да, там будет меньшее количество работников, но предприятие должно быть конкурентоспособным, должно строить жилье и объекты социальной инфраструктуры. Востребованные в округе и по конкурентоспособным ценам. Поэтому – хотим мы того или не хотим – сегодня у нас нет возможности «закачивать» в предприятие миллиарды рублей. Пятьсот семьдесят восемь миллионов рублей за два года – это, как минимум, полтора детских садика.

Если не пересмотреть подход к расходованию бюджетных средств сегодня, то завтра можно просто лишиться источника для исполнения социальных обязательств

Простейшая арифметика последних двух лет показывает, что вложения в предприятие «Нарьян-Марстрой» неэффективны

– Почему у нас предпочитают только многодетные семьи? Везде им дорога, поддержка и особое внимание, всяческие льготы. А те, кто воспитали одного – двух детей (и хороших), чем хуже?

– Согласен, такая градация существует. Если вернуться к истории этого вопроса, то до 1992 года многодетной семьей в России считалась семья с пятью и более детьми. Вы помните звание «Мать героиня» – оно было особым, и отношение к нему было соответствующим…

Вопрос поддержки именно многодетных семей в современной России имеет более чем 20-летнюю историю. В начале 90-х, когда уровень смертности в стране в 1,5 раза превысил рождаемость, на государственном уровне и был определен новый статус многодетной семьи, как семьи, в которой воспитываются 3 и более детей. Тем же указом президента в 1992 году были определены меры поддержки многодетных семей.

Сегодня на федеральном уровне определены целевые показатели по демографии. Их достижение было бы невозможно без стимулирующих мер, мы это прекрасно понимаем. Ведь не секрет, что материнский капитал, иные льготы, определенные для многодетных, являются сегодня серьезным стимулом к рождению детей.

Основные льготы для многодетных определены на федеральном уровне. Будут ли они пересматриваться – покажет время и, конечно, результаты реализации демографической политики.

В НАО мы сегодня делаем первые шаги в сторону молодых семей, независимо от количества рожденных в них детей. Мы внесли изменения в законы, определяющие порядок предоставления жилья: на очередь льготников будем выделять столько же квартир, сколько для общей очереди. Последняя, кстати, «замерла» на месте как раз из-за того, что все квартиры распределяются среди льготных категорий.

Кроме того, мы вводим в действие 5% ипотеку – она для молодых семей, независимо от количества детей в них. Мы в прошлом году провели определенный эксперимент – практически в полтора раза увеличили количество средств, выделяемых на эту программу. Что мы получили? Как только приняли бюджет, как только семьи получили «письма счастья», стоимость квадратного метра тут же взлетела с 80 тысяч до 100 тысяч рублей. Потому что в округе нет нового жилья, которое строится в рынок.

Именно поэтому мы приняли решение, и я благодарен депутатам, о пятипроцентной ипотеке. Она – для молодых семей, где муж с женой имеют работу, имеют соответствующие доходы и возможность пойти в банк и взять необходимые средства для приобретения либо строительства жилья. А мы, соответственно, субсидируем процентную ставку.

Есть наверняка и другие направления развития семейной политики. Мы с вами живем в XXI веке, и, имея в арсенале опыт наших предшественников и современные технические возможности, должны понимать, что для нас сегодня возможно все, на невозможное просто нужно немного больше времени.

Имея в арсенале опыт предшественников, мы понимаем, что сегодня для нас с вами возможно все, на невозможное просто понадобится немного больше времени

– Чем полезен прошедший в октябре Госсовет по рыбе для рыбаков Печорского бассейна? Какие его результаты для пользователей пресноводных речных, озерных водоемов?

– Тема действительно серьезная. Потому что в ближайшее время заканчиваются квоты на вылов рыбы. История современной России знает несколько вариантов распределения этих квот. У нас были в свое время аукционы, дальше был исторический принцип, долго обсуждали то, чтобы давать квоты «под киль»…

У нас работает крупнейшее хозяйство Рыбакколхозсоюз, которое имеет эти квоты, ловит рыбу, получает прибыль, и вы знаете, что в этом году оно построило новейшее судно, которое позволит ему дальше эффективно заниматься промыслом.

Был принят ряд решений по изменению выдачи этих квот. Во-первых, Росрыболовством предлагается 20 % этих квот выделять с инвестиционной составляющей с тем, чтобы рыбаки вкладывали средства в обновление флота, в основном это, как принято говорить, «подержанные иномарки».

Мы сегодня должны загружать наши верфи, судостроительные заводы. И сегодня с учетом курса доллара, думаю, наши заводы будут эффективными. Наши рыбаки построили свой траулер на турецкой судоверфи, потому что она была практически в два раза дешевле, чем предложение Выборгского судостроительного завода. Сегодня курсовая стоимость это нивелирует.

Стоит задача, чтобы так называемый полуфабрикат – мороженая или охлажденная рыба – не просто переваливался с борта на борт и уходил на переработку за рубеж, возвращаясь к нам уже в виде готового и очень дорогого продукта, а перерабатывался на созданной нами базе по переработке рыбы. И этот продукт лег бы уже на стол нашего потребителя. Для этого предлагается несколько изменить законодательство. Дело в том, что при продаже рыбы за рубеж, предприятие переходит на действующие налоговые законы, а при продаже и переработке на территории нашей страны сохраняется единый сельхозналог.

Еще одна составляющая – транспортная, «съедавшая» значительную часть цены, что, естественно, приводило к удорожанию. Далее – так называемая торговая надбавка. Дело в том, что торговые сети, посредники между рыбаком, переработчиком и непосредственно потребителем, накручивали порядка половины стоимости. Поэтому речь идет о создании рыбных бирж, чтобы цены устанавливались без посреднических составляющих. Были также даны рекомендации и, я вас уверяю, что все губернаторы настаивают на том, чтобы все вопросы, связанные с внутренними водоемами, рыбалкой, решались непосредственно на территории региона. И по итогам президиума Госсовета были даны соответствующие поручения главой государства. Сейчас они прорабатываются, и я думаю, что в следующем году мы должны вздохнуть уже немножко полегче.

То, к чему мы идем в округе. В прошлом году было очень много вопросов по поводу строительства рыбоперерабатывающего завода. Почти миллиард он стоил. Мы остановили эту стройку. Хорошо, что не успели его построить. Я объясню, почему. По одной простой причине. Он был нацелен, прежде всего, на переработку привозной продукции, то есть, изначально предполагалось, что мы, выловив рыбу в Мурманске, везем ее в Нарьян-Мар и перерабатываем. А так как количество было огромнейшее, дальше везем опять из Нарьян-Мара в страну на продажу. Никакая логистика это не выдержит по самым-самым низким тарифам.

Перед моим заместителем Олегом Онуфриевичем Белаком стоит конкретная задача – создать перерабатывающее производство, на котором будет перерабатываться наша рыба и оставаться при этом на территории нашего региона. Тем самым мы поставили перед собой три задачи – дать возможность нашим рыбакам, в том числе любителям, ловить официально, для них создать официальный рынок сбыта, кормить наше население официально. Вот к чему мы идем, и я уверен, что мы это обязательно реализуем.

Губернаторы настаивают на том, чтобы все вопросы, связанные с внутренними водоемами, рыбалкой, решались непосредственно на территории региона

– Можно ли возродить «Мясопродукты», чтобы снова в магазинах была оленина и оленья колбаса?

– Первое, что я хочу ответить, – ОАО «Мясопродукты» не прекращало свою работу и, я вас уверяю, не прекратит. Пока у нас в тундре ходят оленеводы и пасут наших замечательных оленей, этого не произойдет точно.

В то же время надо сказать, что прошлый год для предприятия действительно был очень сложным. По одной простой причине – порядка 260 тонн мяса оленины предприятие недополучило. Частично это связано с тем, что у нас на Колгуеве оленеводы вдруг растеряли всех оленей, соответственно, не сдали ни килограмма.

Вторая причина в том, что часть наших хозяйств продали мясо оленя за пределы Ненецкого автономного округа. Потому что получилось, им туда продать гораздо выгоднее, нежели к нам в округ. Ну и плюс есть ряд проблем, которые были созданы не совсем эффективным руководством. Денег никто не считал. Понятно, что предприятию вдруг оказалось выгодно привозить мясо со стороны, а не заниматься тем, для чего это предприятие, собственно говоря, было создано, – поддерживать в первую очередь наших оленеводов и кормить наших жителей вкусной и замечательной продукцией. Поэтому там был принят ряд решений, в том числе и кадровых.

Мы изменили систему субсидирования наших оленеводческих хозяйств. Буквально пару недель назад я проводил совещание с нашими сельхозниками, с руководителями хозяйств. Все они подтвердили, что переориентируют мясо непосредственно на наш мясокомбинат. Убойная кампания уже началась. Я вас уверяю, что в текущем производственном году проблем с этим у нас не будет. Более того, предприятие уже запустило новую линию пельменей, в планах – блинчики и полуфабрикаты. Поэтому мясокомбинат работал, работает и будет работать. Все необходимые действия мы уже совершили.

Самое важное: мы переориентировали наших руководителей СПК на сдачу мяса на наш мясокомбинат. Мы изменили субсидирование наших СПК. Но надо понимать, что «Мясопродукты» ведь тоже должны быть эффективными. Там должно быть оптимальное количество сотрудников, они должны производить оптимальный ассортимент. Они тоже должны задумываться о том, как стать эффективными, производя качественную продукцию и в то же время не очень дорогую. Потому что сегодня цены запредельные.

Раньше все это покрывалось очень просто. Руководитель предприятия писал заявку в бюджет, средства выделялись. Вспомним пресловутые 100 миллионов, которые два года болтались у предприятия под строительство холодильника, а сейчас вдруг оказалось, что холодильник стоит гораздо меньше. Тем не менее, даже за те деньги этот холодильник почему-то построить не могли. Таких примеров, к сожалению, очень много. Поэтому «Мясопродукты» сегодня работают над программой развития, без которой дальнейшие движения будут носить хаотичный характер.

– Каковы перспективы дальнейшего развития Ненецкого округа, десятки лет сидевшего на нефтяной игле? И насколько болезненными могут оказаться перемены?

– Цель, к которой мы идем, – это сделать наш регион максимально устойчивым к кризису. Для достижения поставленной цели мы определили ряд основных задач и сегодня их реализуем.

В числе основных приоритетов – социальная политика. Внедрение принципа адресности и нуждаемости для НАО – это в первую очередь поддержка старшего поколения, реально отдавшего свои силы и знания для развития региона.

Здравоохранение и образование – здесь добиваться нужно не повышения количественных показателей, а повышения качества предоставляемых услуг. Сегодня, вкладывая третью часть всего бюджета региона в образование, мы не можем добиться попадания хотя бы одной школы в ТОП- 500. Очевидно, что деньги решают далеко не все. Это касается и качества услуг, предоставляемых в наших лечебных учреждениях.

Среди сфер, которые находятся сегодня на особом контроле, – строительство. Темпы дорожного строительства, заявленные в текущем году, будут сохранены в ближайшие годы. Жилищное и социальное строительство получат развитие, исходя, в первую очередь, из решения существующих инфраструктурных проблем.

На сегодняшний день есть острая необходимость применения новых подходов к развитию производства. Мы должны сподвигнуть наше население к тому, чтобы ему было интересно, а самое главное, выгодно заниматься сельским хозяйством.

В отношении основы доходной части бюджета региона – нефтяной отрасли – будет продолжена работа по созданию для недропользователей максимально благоприятных условий для работы именно в Ненецком округе.

Большая работа проведена в сфере поддержки малого и среднего бизнеса в регионе. В числе уже принятых мер: создание Фонда поддержки предпринимательства, упрощение налоговой системы, предоставление грантов и субсидий на развитие бизнеса. И эта работа будет продолжена.

Самое важное, что мы должны сделать в нашем округе – это создать людям возможность для работы, для качественной жизни, для дальнейшего развития. Поэтому все перемены, которые сегодня происходят – это надолго.

Все предприятия округа сейчас работают над программой развития, без которой дальнейшие движения будут носить просто хаотичный характер

Самое важное, что мы должны сделать в нашем округе, – это создать людям возможность для работы, для качественной жизни, для дальнейшего развития