Вы здесь

90’’ по тяхана сертавы манзая’’

Автор ненецкого букваря «Jedej wada»

Кандидат исторических наук, РАН’ Музей антропологии и этнографии отдел’ этнографии Сибири научной манзаям’ минрена Дмитрий Арзютов «Самодийский дневник» фильм’ сертавысь, таняна сидя ученойха’ Георгий, Екатерина Прокофьевха’ 85 по’ тяхана Ӈарка я’ хоян’ ӈэдалёрмам’, тамальӈгана сертавы манзаравамди’ манэ’’лабтамбихы’. Тарця мядонзэйм’ краевед’’, исследователь’’ е’’эмня ӈадимясь.

Сер’ тарцясь, режиссер харта институтанда архивхана Георгий Прокофьев письмом’ ховысь, хуний Хабарово ӈэсыхына 1929 по’ хор’’ ирий’ 4 яляхана падвэдась. Таняна тарем падна: – 5 тадтавы манзаи ӈэдарабидм’, Cine-Kodak катушкан’ падбэй’’. Саць тарана манзая’’. Юшарской Шар’ няна сертавы’’. Ханзер’’ хабт’’ яхам’ мадаби’’ манэ’’тада’’. Ӈани’ лапцембэй сидяӈгха’’на’’ ненэця’’ илм’ манэ’’тада’’.
Тарцям’ толась Дмитрий Арзютов МАЭ’ негатекан’ тэвыць, ӈудахата Cine-Kodak’ пленки’ ня’’мась. Тикы кинохроника’ ӈэвысь, хуний Прокофьев Ӈарка яхана экспедицияхана мэванда’ мальӈгана падвэдась. Пленки’ хось Арзютов’ манзара пядась, пон’ манзаямда сертабидась. Тикахад’ документальной фильм’ ӈадимясь, луца’’, ненэця’’, английской’ вадавна сертавы.
1929 по’ ӈэрёй’ мальӈгана этнограф’, лингвист’ Георгий Николаевич Прокофьев, неда’ Екатерина Дмитриевна манзаравась маня’’ округна’’ Ӈарка я’ вынд’ ӈэдалавэхэнзь, Хоседа Хардан’ тэвбати’ таравысь. Сидди’ таня ВЦИК’ президиум’ Комитет Севера командировкан’ ӈэдаравысь.
Георгий Николаевич краеведческой исследования’ сертабись, ненэця’’ вадам’ тохоламбись. Екатерина Дмитриевна ненэцие’’ культурам’ торомдабись, хасавамда’ нядабись, пункт’ ликвидации безграмотности ервотаӈэ’, ӈацекы’’ харад’ ервотаӈэ’ таравысь.
Хоседа-Хардан’ ӈэдалёванди’ сер’ мале’ понку Югорской Шархана Хабарово’ ӈэсыхына мэвэхэнзь, таняна пыди’ ненэця’ илм’ нямна портативной камеран’ документальной хроникам’ падвэхэнзь’.
Екатерина Дмитриевна тарця вади’’ падвысь:- Нара’ мальӈгана ненэця’’ хойхад’ Вайгач’ няӈэн’ мюсерӈа’’. Таняна яда’ нядэй, ӈамдэд’’ ӈока’’, сата мерця’’ ӈэсеты’’, неняӈгар тянё. Та’ ямбан Вайгачхана хадырмы’’ ты’’ хэвду’ сава ӈэсьты’’, ныхыдамдо’ ма’’ласьты’’.
Екатерина Прокофьева тарем’ мась: – Мюсевана’’ мальӈгана тарцям’ манэ’’ӈадамзь. Яхам’ мадабавана ёльцьӈгана, ты’’ яхамдо’ мадась я’’мадось. Ӈамгэхэва’ е’’эмня икана ӈопой яхана пон’ сюредець. Валакада няби яляхана яхам’ мададонзь. Тикахана тыбэртя’’ ненэця’’ маць:- Тадтаӈгода’ хибярим’ маниесь тына’’ пинвакы’’. Вэвако сер’’ нибнанда ӈадив’’, вэвкомда ха’’аврась ненэця’’ тарем сертадонзь. Прокофьев пива’ мюня ӈэда ӈувм’ хаӈаць, тикы’ пуд яндаха’’ маторӈадонзь, тикахад’ пускадо’ поӈгнандо’ тярмыдонзь. Тарцям’ сертась, няби яляхана хабт’’ харвась яхамдо’ мададонзь.
Прокофьев ненэцие’’ этнографиям’ тохолабись. Тикы’ нямна паднась. Людмила Хомич тарця вади’’ падвысь: – Георгий Николаевич тарем’ таслабидась, ненэця’’ илм’ теневава’’ е’’эмня сямянд’ тарана – вадам’ теневава’’. Ненэця’’ поӈгана илебнанда вадам’ тохолабись, лаханась. Пыда ӈацекы’’ грамотан’ тохолабись. Ненэця’’, тасу’ хаби’’, кет’’ ил’ нямна материалм’ ма’’лабись, вадидо’ тохоламбись.
Ӈэрм’ я’ тер’’ ненэця’’ поӈгнандо’ Прокофьевм’ сава хибяриӈэ’ ваде’’ӈадонзь. Нянда пунрыць. Пыда Ӈарка явнана мюсерманда мальӈгана ӈока тарана манзаи’’ сертась. «Jedej wada» букварьм’ 1932 похона падась, ненэця’ паднава серм’ Прокофьевхад’ миӈа.
Тюку ялян’ таслась, тамбир’ ӈарка учёной нюв’ Георгий Николаевич, Екатерина Дмитриевна Прокофьевха’ янамбовна юрбина’’. Пыдо’ нюбедо’ илебтесь ӈэрм’ яхана тара. Луца’’ ученой паднава серуна’ нямна ӈокавна манзараць.


Перевод на русский язык

Хроника, ожившая 90 лет спустя

Кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнографии Сибири Музея антропологии и этнографии РАН Дмитрий Арзютов сделал краеведам и исследователям щедрый подарок – выпустил фильм «Самодийский дневник» об экспедиции ученых Георгия и Екатерины Прокофьевых в Большеземельскую тундру. Она состоялась 85 лет назад.

А все началось с того, что режиссер в архивах своего института нашел письмо Георгия Прокофьева из уже не существующего поселка Хабарово от 4 октября 1929 года. В нем говорится:
– Шлю 5 заснятых катушек Cine-Kodak. На 5-й снята мною переправа быков через Югорский Шар – снимки очень ценные. Надеюсь, что они удались хорошо. В остальных катушках разные снимки из быта самоедов. Прошу Вас выписать еще 100-футовых катушек; чем больше, тем лучше.
На следующий же день Дмитрий Владимирович Арзютов был в негатеке МАЭ и держал в руках пленки Cine-Kodak. Это оказалась кинохроника, снятая Прокофьевыми в экспедиции в Большеземельскую тундру. Затем началась кропотливая работа по оцифровке отснятого материала, монтажу, озвучке, и, как результат, – 40-минутный документальный фильм на русском, ненецком и английском языках.
Об истории этой длительной, почти двухлетней, экспедиции известно немного: осенью 1929 года этнограф и лингвист Георгий Николаевич Прокофьев и его жена Екатерина Дмитриевна были направлены в командировку от Комитета Севера при президиуме ВЦИК в Большеземельскую тундру Северного края на культбазу Хоседа-Хард. Георгий Николаевич занимался краеведческими исследованиями, изучал и преподавал ненецкий язык. Екатерина Дмитриевна знакомилась с традиционной культурой ненцев и одновременно являлась помощником краеведа, начальником пункта ликвидации безграмотности, заведующей детским домом.
По дороге в Хоседа-Хард Прокофьевы провели довольно много времени в поселке Хабарово на Югорском Шаре, где и сняли на портативную камеру документальную хронику.
Вот как Екатерина Дмитриевна описывает одну любопытную сцену из фильма:
– Оленей весной ненцы, подкочевывающие с тундры, переправляют на Вайгач. Там имеются богатые ягельники, трава, и постоянный ветер обдувает остров, почти нет комаров. Олени, побывавшие на Вайгаче летом, очень поправляются, крепнут. На пленке заснят интересный момент. Олени не сразу пошли за лодкой. По какой-то причине стали кружить на одном месте, недалеко от берега, устроив, таким образом, как бы «мельницу» в воде. Только после долгих усилий ненцам удалось на другой день заставить плыть оленей через пролив. Неудача в конечном счете была приписана присутствию Г.Н. Прокофьева с его фотоаппаратом. Для ослабления вредного влияния аппарата ненцы потребовали стельку из обуви Прокофьева и разделили ее между организаторами переправы как оберег.
Как замечает режиссер фильма Дмитрий Арзютов, сопоставляя материалы, можно восстановить имена героев кинохроники. Здесь и председатель РИКа Иван Фёдорович Тайбарей, и ненец-бедняк Вадц Валейский, и ненец Дмитрий Лагей, который на фотографии кормит собак, а во время съемок едет на собачьей упряжке.
И все-таки основной профессией для Прокофьева оставалась этнография. В своих воспоминаниях его ученица, этнограф Людмила Хомич пишет:
– Он считал, что для глубокого познания психологии и мировоззрения народа нужно обязательно знать его язык. Он учил детей грамоте, собирал материал по этнографии кетов, селькупов и ненцев, изучал языки этих народов. Местные народы прозвали Георгия Николаевича «юр», что означает «друг». Они испытывали к нему большое уважение и доверие.
По утверждениям современных исследователей, кинохроника Прокофьевых представляет собой уникальный документ визуальной антропологии самодийцев, где, в частности, осуществлена реконструкция полевого опыта Прокофьева, его оценок ранней истории коллективизации, а также разработки им концепции ненецкого этногенеза. Документальная кинохроника Прокофьевых 1929–1930 годов является первой хроникой, снятой в советской Арктике самими этнографами.
Напомним, в 1932 году на основе большеземельского диалекта Георгий Прокофьев создал ненецкий букварь «Jedej wada» («Новое слово»). Всего он успел написать и опубликовать свыше 40 научных трудов. Его статьи и материалы были впоследствии использованы при подготовке тома «Народы Сибири» из 18-томной серии «Народы мира». Война нарушила все планы. Как рассказывали очевидцы, на почве страшной дистрофии у Прокофьева возникло острое психическое расстройство. Диссертация не была защищена, многие рукописи утеряны, а сам автор трагически погиб. Архив ученого спасти не удалось.
Удивительно, что память о Георгии Николаевиче и Екатерине Дмитриевне Прокофьевых до сих пор не увековечена ни в нашем округе, ни на Ямале, ни в Красноярском крае. А помнить надо бы… Нельзя забывать имена тех, кто обучал грамоте, организовывал первые национальные школы, составлял словари и грамматики языков малочисленных народов, писал первые буквари, подготавливал создание письменности.