Вы здесь

«Нарьян-Мару» – семь футов под килем

Для большинства жителей Большой земли Нарьян-Мар – это образ из песни Галины Шальковой: «...Городок не велик и не мал». Далекий неизведанный край, окутанный полотном арктического холода: белые медведи и олени, армады мошкары, а еще – нефтяные месторождения.

А для некоторых «Красный город» ассоциируется с кораблем, известным на флоте высочайшей плотностью вооружения. Речь идет о малом противолодочном корабле «Нарьян-Мар», базирующемся в Северодвинске в Беломорской военно-морской базе.

Встреча с «Нарьян-Маром» металлическим

Признаться, меня никогда не привлекала морская романтика. Несмотря на то, что во время армейской службы, ползая по сопкам вокруг Мурманска с тяжелой амуницией и оружием, нередко наблюдал корабли и подтянутых моряков, мне никогда не хотелось самому оказаться в море. Я считал, что служба там – это «сахар». Однако после нынешней встречи с кораблем и его командиром мне стало ясно – ошибался.

...Командировка начиналась странно, я никак не мог улететь в Архангельск. Казалось, город Нарьян-Мар не хочет отпускать меня и начинает ревновать к «Нарьян-Мару» – кораблю. Но все наконец сложилось, и поздним вечером я с облегчением переступил порог архангельской гостиницы «Двина».

Наутро меня забрал приветливый водитель, и мы поехали в Северодвинск. На мне не было бронежилета и груза функциональных обязанностей военнослужащего, не было команд офицеров и замученных лиц сослуживцев вокруг. С кораблем предстояло встретиться в штатском амплуа.

По пути разговариваем с водителем об истории Северодвинска и его современности. Значительную часть территории города в устье Северной Двины занимает Северное машиностроительное предприятие, образованное в 1939 году. Сегодня оно раскинулось на площади более 30 квадратных километров, здесь работает 25 тысяч человек. Величественное и столь же легендарное сооружение – 55-й цех – самый крупный крытый эллинг в мире: площадью 436 на 130 метров и выходными воротами 57 на 52 метра. В советское время здесь буквально «на конвейере» выпускали атомные субмарины. На территории Севмаша расположен Николо-Корельский монастырь с Никольским собором, фигурирующий в летописях начала XV века и издавна служивший морскими воротами Московского государства.

...Тем временем подъезжаем к контрольно-пропускному пункту порта. Здесь уже встречает командир корабля «Нарьян-Мар» капитан III ранга Эдуард Ромашов – пересаживаемся в другую машину и едем к пирсам. И снова воспоминания – как однажды апрельским утром 2014 года я впервые в жизни увидел подводные лодки. Тогда издалека они показались маленькими и неказистыми, а на этот раз я вблизи увидел две «Акулы» – самые большие субмарины в мире – 172 метра в длину (это два футбольных поля). Наконец мы подъехали к понтону, где ошвартован «Нарьян-Мар».

На корабле

– Смирно! – вахтенный у трапа приветствовал командира, известив личный состав о его прибытии.

Сразу бросились в глаза чистота палубы и порядок, ощущение того, что все здесь на своих местах. Попадая во внутренние помещения корабля, ждешь металлических лабиринтов с мрачной атмосферой. И ошибаешься: все почти по-домашнему – тепло, светло, уютно. Под ногами линолеум, светлые стены приятного для глаз цвета, идеально оформленные стенды с документацией, множеством грамот и благодарственных писем.

Ощущение, что ты попал в офис благополучной компании, а не на боевой корабль. Разумеется, устраивать мне экскурсию в пункты боепитания и отделение силовых установок, к турбине и дизелям, никто не стал – находиться посторонним там запрещено. Апартаменты командира тоже удивили: вместо ожидаемого роскошно обставленного помещения – небольшая скромная каюта. Книги, документация, раковина с умывальником, идеально застеленная кровать. И сам командир – скромный, но с чисто офицерской харизмой.

Командирами не рождаются, а становятся

– Эдуард Николаевич, как вы стали командиром? Почему именно море?

– Родители рано или поздно задают детям вопрос: «А кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Ответ на него я выдал в восьмом классе, когда к нам на урок пришел старый полковник, участник боевых действий в Афганистане. И спросил нас о выборе профессии. Одноклассники отвечали: буду космонавтом, медсестрой, водителем, а я сказал – моряком.

Я родился в средней полосе, в глубинке Калужской области, где есть лишь пара озер и речка, морем и не пахнет. В классе восприняли это как шутку, засмеялись. Мало кто имел реальное представление, что в нашем государстве есть могучий флот с боевыми кораблями. Так или иначе, с того момента ко мне приклеилось прозвище «морячок».

Учился я в физико-математическом классе, школу окончил хорошо: без медали, но в аттестате были почти одни пятерки. И поехал в Санкт-Петербург, поступать в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Поступил на навигационный факультет по специальности штурман. Учиться было сложно, многих отчисляли за нарушения дисциплины, кого-то за неуспеваемость. После училища меня распределили на Северный флот, где и служу с 2003 года. Был старшим помощником на малом противолодочном корабле «Онега», затем назначили командиром корабля «Нарьян-Мар».

– Вы – командир сложной боевой системы. Ведь это очень ответственно...

– Да, ответственность всегда давит – без этого никак. Необходимо досконально знать корабль: все системы, каждую деталь, специфику работы, плюсы и минусы. Важно понять, что я отвечаю не только за корабль большой стоимости, но и за 86 членов экипажа и их семей. Если действия врага предугадать можно, то стихию – с большим трудом. Море непредсказуемо – штормы, течения... Перед натиском природы нередко склоняют голову и самые могучие корабли, извините за столь высокопарный слог. Не буду говорить, что ничего не боюсь, страх есть страх. Однако показывать экипажу слабину в экстренных ситуациях недопустимо. Я поддерживаю матросов в такие моменты, подбадриваю их. Шторм или штиль – боевую задачу необходимо выполнить.

– Как кораблю досталось имя «Нарьян-Мар»?

– Корабль был заложен на судостроительной верфи Зеленодольска в 1988 году, спущен на воду в 1990-м и 29 декабря 1990 года включен в состав Северного флота. С осени 2002 года над кораблем шефствует «Красный город», и с этого времени он носит имя «Нарьян-Мар». Причем, должен отметить, шефство города – не формальное. Администрация помогает нашему кораблю: уют внутреннего убранства – это и есть помощь Нарьян-Мара и, в частности, мэра Татьяны Федоровой, которой отдельное спасибо за поддержку.

– Какие основные задачи выполняет малый противолодочный корабль?

– Охрана военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев в прибрежных районах.

– Расскажите, пожалуйста, о самом корабле.

– Его длина 72 метра, ширина – десять. Силовая установка из дизелей и газовой турбины суммарной мощностью 38 тысяч лошадиных сил позволяет двигаться со скоростью 32 узла, то есть по-сухопутному около 60 километров в час. Дальность плавания при крейсерской скорости 14 узлов порядка пяти тысяч километров. Автономность плавания до девяти суток.

На корабле размещены универсальная артиллерийская установка, зенитно-артиллерийское вооружение для поражения воздушных целей, реактивный бомбомет для поражения подводных лодок – сложная система из комплекса обнаружения подводных лодок, комплекса управления стрельбой и пусковой установки. Есть минно-торпедное вооружение – торпедные аппараты, а также зенитно-ракетные комплексы.

– Связь с Нарьян-Маром поддерживаете?

– Разумеется. К сожалению, обязанности службы не позволили мне посетить Нарьян-Мар в дни празднования 80-летия города. Мы хотим видеть в команде матросов-нарьянмарцев. Для этого необходимо желание служить на корабле и подготовка в учебном центре. В апреле в состав экипажа войдут нарьян-марские ребята, для которых служить на корабле с именем родного города почетно.

– Из кого состоит экипаж «Нарьян-Мара»?

– Всех, кто служит на корабле, объединяет прежде всего одно – они специалисты. На корабле есть три матроса срочной службы, прошедших соответствующую подготовку. Экипаж находится в постоянном тонусе: ежедневная зарядка, строгий распорядок дня с нарядами и дежурствами. По понедельникам обязательно спортивно-массовые мероприятия, включающие пятикилометровый кросс. Каждый член экипажа знает свое место на корабле, и в момент боевой тревоги становится участником сложного процесса, безотказной частью четко отлаженного механизма.

– Расскажите о наградах и грамотах корабля и экипажа.

– По многим направлениям боевой работы наш экипаж – лидер. Это заслуга всей команды, когда корабль получает оценки «отлично» за те или иные задачи. Награждались, например, за участие в тактических учениях с боевой стрельбой.

А напоследок я скажу...

После почти шести часов, проведенных на корабле, я спустился по трапу и, не оборачиваясь, шел по понтону, дыша стылым морским воздухом. Многого, конечно, не успел увидеть, со многими из экипажа не успел пообщаться. Но понял главное – мои недавние рассуждения о морской службе как о «сахаре» были по-детски наивными. Уже за воротами порта я обернулся, еще раз посмотрел на корабль и мысленно пожелал ему семь футов под килем.