В конце недели в Усинске пройдет конкурс профессионального мастерства рабочих ЛУКОЙЛ-Коми – крупнейшего недропользователя Тимано-Печоры. Эта добрая традиция вобрала в себя и многолетний опыт отечественной нефтедобывающей промышленности, и современные принципы стимулирования наиболее успешных специалистов отрасли.
Новшество этого года – участие в соревнованиях спасателей нештатных аварийно-спасательных формирований. Появление дополнительной номинации связано с тем, что 2017 год, как известно, в России объявлен Годом экологии, а именно такие формирования призваны предотвратить нанесение урона окружающей среде при возникновении пожаров, прорывов трубопроводов и прочих аварий.
На соревновательных площадках в упорной и бескомпромиссной борьбе выяснят, кто из них на сегодня лучший в своем деле, рабочие разных специальностей из Усинска, Нарьян-Мара, Ухты и Яреги. Всем им прежде пришлось пройти испытания отборочного этапа в своих структурных подразделениях.
И самым, пожалуй, неожиданно трудным этот этап выдался для представителей заполярного предприятия. Дело вовсе не в том, что цеха «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаза» разбросаны на огромной территории Большеземельской тундры, и до Южно-Хыльчуюского месторождения большинству участников по обыкновению нужно добираться на вертолетах. К этому им не привыкать. Но вот к таким фортелям заполярной погоды, какой она выдалась посредине мая, привыкнуть невозможно.
Не видать ни зги
Едва успел вертодром Южного Хыльчую принять воздушные суда, прибывшие из Нарьян-Мара, Варандея, Инзырея и Тэдинки, как на территорию месторождения обрушилась не метель даже, а самая настоящая пурга, при которой в пяти шагах ни зги не видать и ветер сносит с ног. Это в мае-то! Даже старожилы Ненецкого округа не припомнят такой затяжной зимы. Похоже, она побьет сразу несколько рекордов – и по обилию снега, и по самому затяжному ледоходу на Печоре.
Но нам-то другие рекорды нужны, производственные. А как их установишь в подобных обстоятельствах? Организаторы конкурса были крепко озадачены. Ладно, сварщики, слесари-ремонтники, машинисты технологических насосов, операторы обессоливающих и обезвоживающих установок смогут соревноваться в помещениях. Но как быть операторам товарным, спасателям, операторам по добыче нефти и газа?
Однако деваться некуда. Была надежда, что пока продлится проведение теоретической части состязаний, пурга утихнет. Забегая вперед, скажу, что надежда эта не оправдалась.
Вернуть к жизни Гошу
Конечно, особенно интересовало, как проявят себя дебютанты-спасатели.
Первым делом команды из двух человек, представляющие производственные цеха, принялись по очереди «оживлять» Гошу. Кто и когда его так на Южном Хыльчую окрестил, неведомо, но это имечко к роботу-манекену приклеилось накрепко. За ходом реанимации внимательно наблюдает врач высшей категории, заслуженный медицинский работник Республики Башкортостан Данис Адиятов.
Мало ведь вывести Гошу из состояния клинической смерти, надо еще сделать это правильно. А то некоторые из конкурсантов сразу принимались делать искусственное дыхание, даже не проверив, не повреждены ли, к примеру, у робота-пациента шейные позвонки. Причем массаж грудной клетки порой проводился настолько рьяно, что реальному человеку не избежать было бы переломов ребер.
Лучше остальных справились с задачей возвращения Гоши к жизни представители цеха № 3. Оно и понятно: старый знакомый как-никак, было время изучить особенности его датчиков.
При выполнении следующего задания требовалось остановить кровотечение у пострадавшего, оказать первую помощь при переломе предплечья. В этом почти никто не оплошал, разве что в одном случае к жгуту, которым перетягивали руку, забыли приложить записку с указанием точного времени выполнения операции, что в реальной жизни чревато неприятными последствиями.
Швы на загляденье
В ангаре, где обосновались сварщики, или, как их в рабочей среде чаще называют, «сварные», самый ответственный момент еще не наступил, ведется подготовка к нему. Конкурсанты не обособляются, держатся вместе, обсуждают тонкости своего непростого ремесла в узком кругу.
Дилетантов, понятное дело, здесь нет, конкуренция намечается серьезная. Но, думаю, одним из главных претендентов на победу в этой номинации в любом случае будет Андрей Давыдов – неоднократный призер и победитель таких, и более высокого ранга конкурсов. За его плечами, в числе прочего важного, годы работы на «Севмаше», участие в создании корпусов атомных подводных крейсеров стратегического назначения и строительстве первого нефтеотгрузочного комплекса на Варандее.
Как выяснится позднее, Андрей Геннадьевич и в этот раз выдаст шов просто на загляденье – ровный и надежный, что подтвердит беспристрастная дефектоскопия. Такая уж профессия, что мастерство с годами лишь оттачивается.
В снежной круговерти
Выжидать, пока наладится погода, совсем не остается времени. Значит, соревнования операторов по добыче нефти и газа придется проводить в условиях, близких к экстремальным. Очень и очень нелегко обслуживать станок-качалку в такой снежной круговерти.
Сбросив с плеч теплую куртку, первым на старт в легкой спецовке-ветровке выходит титулованный профессионал Денис Ануфриев, а когда он через четыре минуты с несколькими секундами докладывает комиссии о выполнении практического задания, от него пар идет. Действовал безупречно: каждый шаг, каждое движение сопровождались четким и грамотным комментарием, замена ремней была проведена просто стремительно, к соблюдению правил техники безопасности замечаний тоже нет.
Денис сразу очень высоко поднял планку.
– Да-а, за тобой сегодня вряд ли кто угонится, – уважительно произнес один из соперников. Остальные молча переглянулись и, похоже, подумали о том же самом.
Так оно и вышло. В целом были показаны неплохие результаты, но достижение Ануфриева они превзойти не смогли. Уроженец поселка Хорей-Вер из Ненецкого округа вновь оказался верен себе и остается лишь пожелать ему столь же успешно выступить в Усинске. Не только ему, конечно, но и остальным представителям заполярного нефтедобывающего предприятия.