Вы здесь

Сохрани моржа, сбереги платформу

Лежбище моржей на западе острова Вайгач в бухте Лямчина

В акватории Баренцева моря завершился крупнейший за многие годы экологический мониторинг ситуации в зоне влияния платформы «Приразломная». Основным объектом исследований стал атлантический морж, все чаще проявляющий свое вполне естественное любопытство к самому крупному рукотворному объекту в российском Заполярье.

Примерно около месяца ученые и экологи Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) по заказу ОАО «Газпром нефть шельф» тщательно обследовали острова Вайгач, Долгий, Гуляевские Кошки и Матвеев, а также материковый берег Печорского моря. Эти заповедные места традиционно являются лежбищами атлантического моржа. Все научные изыскания специалистов ПИНРО проводились в январе под патронажем ОАО «Газпром нефть шельф». Компания, владеющая платформой, стала не только спонсором широкомасштабного научного проекта, но и главной заинтересованной стороной. И это не случайно.

Лежбище под прицелом

До недавнего времени единственными естественными врагами атлантического моржа, занесенного в Красную книгу и обитающего в Баренцевом море, считались касатка и белый медведь. Однако с момента начала нефтедобычи на морском шельфе Арктики в список недругов моржа ученые смело включили и вездесущую «нефтянку».

– Сегодня самая главная потенциальная угроза для моржей – разработка нефтяных и газовых месторождений на арк-тическом шельфе, – рассказал «НВ» эксперт Всемирного фонда дикой природы (WWF) Сергей Уваров. – На данный момент никто ни в одной стране арктического региона не может гарантировать абсолютной безопасности при их разработке. Серьезная угроза для популяции может возникнуть, если нефтяное пятно от места разлива доберется, например, до лежбища, обнаруженного экспе-дицией нашего фонда летом 2013 года на западе острова Вайгач в бухте Лямчина. Если произойдет разлив, то погибнут моллюски – основной корм для этих крупных ластоногих. Это приведет к трагическим последствиям.

О существующей угрозе знают и в компаниях-недропользователях. В связи с этим, многие из них – постоянные участники экспертной группы по атлантическому моржу, созданной в 2009 году. В состав группы также входят эксперты, представители исследовательс-ких центров и Министерства природных ресурсов.

Основной целью мониторинга, проведенного в январе этого года, было наблюдение за состоянием окружающей среды, определение ее основных фоновых показателей, получение достоверной и оперативной информации, отражающей современное состояние экологии в этих местах. По информации пресс-службы ПИНРО, специалисты института провели наблюдения на девяти комплексных станциях мониторинга. Были отобраны необходимые пробы воды, донных отложений, планктона и бентоса (организмов, обитающих в грунте морских водоемов).

Результаты всех полевых работ, проведенных на островах Баренцева моря и на материковой части Печорского моря, будут сведены в единый аналитический отчет, который ученые представят общественности уже в мае этого года. Только тогда, по мнению ученых, можно будет понять, насколько серьезна угроза популяции атлантического моржа и существует ли она вообще.

Координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников считает, что в Арктике необходимо применять лучший опыт шельфовых проектов. В качестве примера эколог приводит опыт шельфовых проектов у берегов острова Сахалин, где уделяется особое внимание минимизации воздействия на серых китов со стороны добывающих компаний.

По мнению Алексея Книжникова, существует много опасностей и негативных воздействий на моржей, в том числе браконьерство и различные загрязнения. Но по этим проблемам ученым и экологам понятно, как действовать для минимизации их воздействия. А вот как противодействовать нефтяным угрозам при разливах в ледовых условиях, чтобы минимизировать их ущерб, до сих пор единого мнения нет. Потому так важен регулярный мониторинг. В нем заинтересованы и экологи, и недропользователи.

Симпатичная такая...

Параллельно с исследованиями на островах, специалисты экологической компании «Фреком» провели мониторинг непосредственно в акватории платформы «Приразломная». По информации компании, по заказу ОАО «Газпром нефть шельф» был обследован практически весь лицензионный участок месторождения общей площадью 744 квадратных километра. Эксперты «Фреком» много лет специализируются на оказании услуг в сфере экологического мониторинга.

Атлантический морж уже давно начал проявлять свое любопытство к такому крупному и яркому объекту Баренцева моря, как платформа «Приразломная». И потому ученым было важно знать насколько такой естественный интерес опасен (или наоборот) для обоих объектов северного ландшафта: моржа и платформы. Важно было узнать: возникли ли колебания в миграции моржа и его общее «распределение» в Печорском море.

Первым прокомментировал предварительные итоги мониторинга гендиректор «Фреком» Валентин Минасян.

– Общая численность моржей в сравнении с двумя предыдущими годами не изменилась. Постоянными местами их лежбищ остаются острова Долгий и Матвеев, как и до начала работы платформы, – сообщил эксперт в интервью российс-ким информагентствам. Между тем, по его мнению, работы по мониторингу необходимо продолжить ввиду интенсификации нефтегазовых геологоразведочных работ в российской Арктике.

Интересно, что атлантические моржи совсем не одиноки в своем любопытстве к промышленным и технологическим объектам, созданным руками человека. В мае 2013 года трогательная история о любви лебедя-кликуна к двухместному прогулочному вертолету, что называется, облетела все мировые информагентства.

Роман лебедя с небольшой летающей машиной случился на английском острове Гернси в проливе Ла-Манш, где уже много лет располагается один из самых крупных элитных гольф-клубов Европы. По свидетельству очевидцев (главным образом работников гольф-клуба) симпатию к вертолету лебедь-кликун начал проявлять сразу после того, как погибла от рук подлеца-охотника его белокрылая подруга. Душа лебедя требовала любви, и объект был найден, что называется, под самым крылом.

Мировые информагентства с увлечением, подробно и регулярно передавали рассказы персонала гольф-клуба. Птица так полюбила вертолет, что постоянно пыталась подлететь к нему, показывала симпатию, несмотря на реальную угрозу для своей жизни. Знаки внимания лебедя к вертолетной «особи» стали настолько явны, показательны и естественны, что работники гольф-клуба были вынуждены сначала подрезать крылья у лебедя. Когда это не помогло (крылья скоро отросли и лебедь принялся опять за свое), пылкому белокрылому «любовнику» решили подыскать самку на стороне. После этого трогательные истории о необычном романе исчезли с новостных лент информагентств. А так жаль, согласитесь, когда любовь даже с таким необычным сюжетом, проходит.