Вы здесь

Дорогой «белых дьяволов»

Без малого 200 километров за шесть дней по заснеженной тундре преодолела группа нарьян-марских лыжников. Даже для спортсменов это неплохой результат, но спортивные рекорды для участников этого перехода – не главное.

«Белые дьяволы», или «снежные призраки»

Основной задачей подростков из военно-патриотических и краеведческих клубов стала реконструкция похода «белых дьяволов» – так в годы Великой Отечественной войны гитлеровцы называли бойцов лыжных батальонов. Враг ненавидел и боялся воинов, бесшумно появлявшихся словно из ниоткуда. В белых маскхалатах, сливающихся с заснеженными русскими просторами, они напоминали гибельное для захватчиков видение. Отсюда и второе название – «снежные призраки». Подробнее об этом рассказал один из организаторов похода Андрей Николаев:

– Вероятность того, что выходцы из Ненецкого округа воевали в лыжных батальонах, очень велика. Поскольку наши бойцы жизнью на Севере изначально были подготовлены к действиям в тяжелых условиях зимы, то большинство призванных из округа как раз и направлялись в лыжные батальоны. В Книге Памяти НАО около одной трети пропавших без вести – это можно говорить с большой долей уверенности – бойцы лыжных подразделений.

Информации по ним очень мало, потому что учет по спецподразделениям велся специфический. Лыжные батальоны создавались для проведения разведывательно-диверсионных операций в тылу противника, и часто, когда батальон уходил в многодневный рейд протяженностью более 100 километров, часть личного состава просто пропадала, люди замерзали и погибали. Лыжники воевали не только на Карельском фронте, большое количество их было задействовано в боевых действиях под Москвой и на других фронтах.

«Белые дьяволы» как пример для нынешнего поколения северной молодежи выбран не случайно.

– Ребятам хочется на кого-то равняться, они идентифицируют себя с героями минувшей войны и становятся ближе к событиям тех далеких лет, – дополняет рассказ руководитель проекта Алексей Бажуков. – Это придавало силы, и группа преодолевала от 20 до 40 километров в день, что для подростков серьезный результат. Они смотрели кинохронику Великой Отечественной войны и изумлялись, когда видели, что лыжники на древних каких-то «палках» двигаются практически со скоростью танка на целине.

Дорога к обелиску

Одной из целей похода была проверка состояния памятников героям Великой Отечественной войны в селах по маршруту. Общая картина произвела на участников экспедиции благоприятное впечатление, рассказал Андрей Николаев:

– Сейчас по всей стране идет акция «Дорога к обелиску», инициаторами которой выступили поисковые объединения. В Ненецком округе в ней участвуют волонтеры корпуса 70-летия Победы и те ребята, которые сейчас были на маршруте. Мы изучили состояние памятников, зафиксировали их точное местонахождение, сняв координаты каждого обелиска, посмотрели, ухаживают за ним или нет. Все это нужно для внесения памятников на территории НАО в базу данных единого геопортала объектов военно-исторического наследия, создаваемого в рамках проекта «Волонтеры 70-летия Победы».

На восьми посещенных мемориалах приятно было видеть, что за ними в селах и деревнях ухаживают. Перед возложением венков не приходилось заниматься очисткой памятника от снега: пришли, выставили почетный караул и знаменную группу, возложили венки, провели митинг.

А в других населенных пунктах, например, в Оксино, картина иная: видно, что за мемориалом ухаживают, но, видимо, только школьники, а как раз были каникулы. После метелей памятник весь заметен, пришлось его откапывать. В Пустозерске мемориал оказался не только заметен, но и весь покрыт ледяной коркой, его пришлось буквально выдалбливать из наста. Большое значение имеет и местоположение памятника. Так, в Сопке он возведен на самом высоком месте, обдувается всеми ветрами и никогда не оказывается заметенным.

В двух населенных пунктах памятников в честь героев Великой Отечественной войны до сих пор нет, рассказывает Андрей Николаев:

– Обидно, что нет даже никакой таблички в деревне Устье. По Книге Памяти НАО 2011 года видно, что из нее ушли на фронт и не вернулись 13 человек. Там даже место под мемориал отведено и есть учреждение, которое должно бы этим заниматься, но памятника нет. В деревне Голубковка тоже нет, но имена погибших и пропавших без вести на войне жителей Голубковки есть на мемориале в Оксино.

Нелегкая неделя в тундре

Провести почти неделю фактически под открытым небом в условиях зимы на Крайнем Севере, когда снежный покров слепит глаза, а обжигающий северо-западный ветер порой сбивает с ног – задача не из легких. Поэтому из 60 желающих в лыжную группу отобрали самых выносливых, рассказал ее командир Василий Терентьев:

– Группа готовилась специально – это участники военно-патриотического клуба «Белый медведь». Желающих было около 60, но провели отбор – с каждым я проходил по 30 километров в полной экипировке. В итоге в команду отобрали 13 человек. Самый сложный и длинный переход был на второй день – от Пустозерска до Голубковки. Дул холодный северо-западный ветер, идти было непросто. Когда дошли до места и я предложил ребятам сфотографироваться на фоне интересных старых домов, некоторые буквально падали и просили: «Давайте без меня». Приходилось убеждать – «Давайте все!». Было и такое, что с непривычки у кого-то «забивались» мышцы, они жаловались, что не могут больше идти – настолько больно. Таким говорил: «Если тебе тяжело, то мы до Оксино доходим и тебя на «Буране» отправляем отдыхать в город». Сразу все проходило и появлялись силы, только бы не сойти с маршрута.

Часть ребят, желающих участвовать в лыжном переходе, определили в группу обеспечения, которой руководил Андрей Николаев:

– Группа обеспечения состояла из участников туристско-краеведческого клуба «Истоки» Ненецкой школы-интерната – детей-сирот, умеющих жить самостоятельно. В походе на них легла обязанность организовывать не только свой быт, но делать это для всей лыжной группы. Группа обеспечения выходила вперед на снегоходах, готовила питание и ночевки, очищала мемориалы.

Спортивные достижения не были целью похода, но бороться с самим собой ребятам приходилось как самым настоящим спортсменам-экстремалам, рассказывает Алексей Бажуков:

– Самочувствие отдельных участников и всей группы было разное. Были периоды подъема и периоды спада, потому что многие шли впервые и не каждый был готов к жизни в полевых условиях или к продолжительному походу. Но по возвращении все чувствовали себя достойными гражданами своей страны и были горды тем, что равнялись на людей, обеспечивших Победу.

Под знаменами Победы

Флаги, под которыми передвигалась группа, – особенные, рассказывает Андрей Николаев:

– Мы шли под боевыми флагами. В прошлом году отмечалось 70-летие освобождения Советского Заполярья, и в честь этого события в феврале 2014 года мы совершили кросс на снегоходах «Дорогами оленной армии». Группа из восьми человек, включая детей, прошла от Нарьян-Мара до поселка Рикасиха близ Архангельска. Там был большой митинг, и один из ветеранов, танкист, участник битвы за Берлин, вручил нам копию Знамени Победы на древке, мы ее доставили в НАО и провезли по всем деревням с западной границы округа до Печоры, до деревни Индига и поселка Выучейского. А в нынешнем походе Знамя прошло по деревням Нижнепечорья. Осталось пройти с ним через восточную часть Ненецкого округа – это наши планы и это не за горами. С крайней точки на юго-западе НАО пройдем до самой крайней точки на северо-востоке. И когда сделаем это – отдадим знамя в музей.