Вы здесь

От школьной грядки до главной выставки страны

Антонина Витязева полвека  назад

О таланте педагога и сердце матери

В связи с грядущим юбилеем родной школы № 1 ее выпускники вспоминают многое, что дорого и сегодня. Школьных друзей, любимых педагогов. Среди них – отличник образования, ветеран педагогического труда Антонина Александровна Витязева.

Детство
Антонина Витязева родилась 6 августа 1927 года в деревне Гридинская Архангельской области. Детство было голодное и холодное. В 30-е годы семью раскулачили: увели со двора корову, лошадь. Картошку хранили в яме, укрывая соломой, так и ту украли. Детей у родителей было пятеро, Антонина – самая младшая. Ребятишкам сызмальства приходилось быть самостоятельными, их приучали трудиться, заботиться друг о друге. И они росли дружными, хозяйственными. Правда, не всегда все сразу получалось.
– Мама трудилась в колхозе, – вспоминает Антонина Александровна. – Как-то, истопив перед работой русскую печь, наказала старшей сестричке Любе, чтобы закрыла у печи заслонку, когда угли потухнут. Люба как исполнительная девочка все сделала, как только за мамой закрылась дверь. И мы угорели. Мама вернулась, а дочки лежат без движения. Слава Богу, все обошлось, выжили.
Когда Тоня перешла в 7-й класс, отец перевез семью в строящийся Северодвинск. Сестра окончила медтехникум, брат поступил в военное училище. Еще один брат умер от менингита. Третий брат Александр, связист, позже погиб на войне под Киевом.
Тоне исполнилось 14 лет, когда шел второй месяц Великой Отечественной войны. На этом и закончилось голодное и холодное, но все же детство.
– Нас, восьмиклассников, отправили в Пертоминск на полевые работы, – вспоминает Антонина Александровна. – Через сутки должны были прибыть к месту назначения, но… задержали шторм и мины, расставленные немцами. Мы качались по волнам трое суток. Когда прибыли в Пертоминск, многих ребят на руках выносили – так ослабли.
На карточку выдавали по 600 граммов хлеба, подростки съедали всю норму уже утром. Растущему организму еды не хватало. Работали они на полях наравне со взрослыми до поздней осени. Вернулись домой уставшие до предела. Начинались жуткие времена. Фашистские самолеты сбрасывали зажигательные бомбы, и надо было прятаться от них в бомбоубежище.
– А сколько людей погибло тогда от голода, – сокрушается Антонина Александровна. – У мамы ноги опухли так сильно, что ходить не могла. Тяжелое было время для тех, кто на фронте, и для тех, кто ковал победу в тылу.

Учительница
После девятого класса Тоня поступила в двухгодичный педагогический институт, а потом поехала по распределению в Нарьян-Мар, где ее сразу назначили директором вечерней школы.
В 1947 году она стала преподавать естествознание и географию в средней школе (ныне школа № 1). Классы были большие – 40–45 учеников. К каждому ребенку нужен был свой подход: за свою небольшую жизнь они познали, что такое война, голод, непосильный труд, многие потеряли отцов, братьев, матерей, родственников. Это были особые дети…
Но жизнь шла своим чередом. Школа стремилась не только давать знания, но и организовывать детский досуг. Устраивали вечера отдыха, работали кружки, проводили спортивные соревнования. У Витязевой был кружок юных натуралистов, или юннатов. До 70 девчонок и мальчишек приходили на занятия в кабинет биологии и на пришкольный участок. Зимой оформляли стенды для своего кабинета. Летом своими силами оборудовали на пришкольном участке парники, а потом приступали к посадке.
Выращивали много однолетних и многолетних цветов, картофель, морковь, репу, капусту, зерновые культуры. А осенью устраивали выставки и праздники урожая. В них участвовали и городские, и сельские школы.

Москва приняла и отметила
– Как-то на выставке оказался высокий гость из Москвы, – вспоминает Антонина Александровна. – Посмотрел и резюмировал: «Все это – бутафория!» Мы в ответ для наглядности разрезали кочаны, морковь, репу, потрясли огромные снопы. Изумлению скептика не было предела. Тогда мы и получили совет отправить доклад в столицу, благодаря которому четыре года подряд, начиная с 1953-го, наша школа была участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позже ВДНХ).
В 1954 году 13 наших кружковцев были приглашены в Москву на ВСХВ – на центральный стенд юннатов. Ребят поощрили. Антонине Александровне как руководителю вручили медаль и именные часы «Заря». Чтобы вырастить такой урожай в Заполярье, ребят надо было заинтересовать. И ей это удавалось.
Жизнь в школе протекала интересно. Подростки постоянно ходили в походы, а однажды кто-то предложил отправиться в путешествие на лодках. И вот рано утром на веслах мы тронулись вниз по Печоре. Ловили на удочки рыбу, собирали растения для гербариев, любовались природой… Вернулись в город только на вторые сутки к вечеру – немного утомленные и счастливые.
Потом была поездка на перекрытие участка Ольховый куст: Антонина Александровна подготовила для рыбаков доклад на международные темы, а мы – концерт.

Нарьян-Мар – Тбилиси
Несколько лет школу № 1 связывала тесная дружба со средней школой № 95 города Тбилиси. Оживленная переписка, обмен посылками захватили все классы. И вот – приглашение в гости. Возглавила нашу делегацию Антонина Александровна, а в ее состав вошли учитель русского языка и литературы Глафира Михайловна Епифанова и пять школьников: Володя Самойлов, Рудик Селянинов, Надя Хоменко, Лена Иванова и автор этих строк.
Встретили нас радушно, на автомобиле. Поселили жить у двух заслуженных учителей Грузии – в квартире окнами на шумную реку Терек. Программа пребывания была насыщенной. В столице республики мы посетили музеи, театр имени Островского, авлабарскую типографию – подпольный орган для просвещения масс в подготовке революции, которым руководил Иосиф Джугашвили (Сталин), а также древнюю столицу Грузии Мцхету, город Рустави с его огромным металлургическим комбинатом и многое другое.
Но самыми незабываемыми были встречи и общение с ровесниками и педагогами, прием в семьях наших южных друзей.
Зимой мы принимали делегацию 95-й школы у нас в Нарьян-Маре.

Про инициативу
В 1964 году Антонина Александровна заочно окончила Архангельский педагогический институт (уже по полной программе), и ее назначили директором санаторно-лесной школы. В здании школы было холодно, дров не хватало. Вот такие условия для учебы и жизни детей с ослабленным здоровьем! Директора такие условия очень расстраивали. Она стала искать пути решения проблемы. И тут кто-то подсказал, что ей лучше съездить в Архангельск, обратиться за помощью к одному высокому начальнику.
– И я отправилась в областной центр, – вспоминает  она сейчас. – На приеме представила полный список того, что необходимо для обустройства водяного отопления в школе. Руководитель тех лет внимательно посмотрел мне в глаза и спросил: «У вас есть что-нибудь, кроме инициативы?» Я так же открыто посмотрела в его глаза и ответила: «Больные дети!» На этом разговор и закончился. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время нам передали все необходимое для ввода в эксплуатацию системы отопления!
Так в Ненецком округе появилась первая школа с паровым отоплением, и нужда в заготовке дров отпала.
Когда Антонина Витязева пришла на работу в коррекционную школу, то активно занялась озеленением в здании, где дети и учились, и жили. Где был их дом, по существу.
– Какой уют! – восклицали гости, глядя на множество цветов. А уют этот стоил сил. Важно, что ученики были активными помощниками. Витязева умеет зажечь других на добрые и интересные дела.

Признание в любви
Антонина Александровна Витязева – одна из любимых нами учителей, она достойна глубокого уважения и великой благодарности за свой педагогический труд. Мы до сих пор благодарны, что она особо заботилась о детях, чьи отцы не вернулись с войны. В ответ сироты тянулись к ней как подсолнухи к солнцу.
Закономерно, что она имеет много достойных наград, почетных званий, медалей, грамот. В том числе – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Но все же главная ее награда – любовь учеников.
А еще Антонина Александровна – многодетная мама, которая вырастила четверых детей. Всем дала достойное образование, хорошее воспитание. Только случилось горе: безвременно ушел из жизни сын Вася. Ее сердце отогревают внуки и правнуки, успехи детей и наши слова искренней признательности.
Мы Вас любим, Антонина Александровна!

Нина Лосева (Семьина),
выпускница школы