Вы здесь

За прогул урока – штраф

Депутаты от различных партий предлагают внести ряд поправок в образовательное законодательство.

Так, коммунисты настаивают на штрафах для родителей за прогулы детей – многократный пропуск занятий без уважительной причины может обойтись в 5 тысяч рублей. В случае, если ученик, не достигший 14 лет, за время отсутствия в школе совершит правонарушение, штраф для родителей увеличится до 10 тысяч рублей.

Кроме того, КПРФ выступает за введение должности школьного пристава, в обязанности которого будет входить контроль за соблюдением учениками, преподавателями и администрацией школы правопорядка и правил внутреннего распорядка. В компартии также считают необходимым возвращение детской комнаты в полиции.

В свою очередь, в ЛДПР готовят поправки в закон об образовании – об установке в классных комнатах видеокамер слежения. Трансляцию и записи камер предлагается выводить в интернет, чтобы родители могли проконтролировать, чем занимается их ребенок во время уроков. А в «Справедливой России» считают нужным изолировать наиболее агрессивных и неуправляемых подростков и воспитывать их по специальной программе.

Депутаты объяснили необходимость ужесточения законодательства участившимися случаями насилия не только над детьми в школах, но и над преподавателями. Мнением о необходимости таких нововведений корреспондент «НВ» поинтересовался у жителей округа. 

Нина Гавырина, директор Нарьян-Марской школы № 3:

– Я могла бы поддержать только инициативу введения штрафов для родителей, чьи дети часто и без уважительной причины пропускают уроки. К сожалению, это сегодня стало очень распространенным. Может, такое наказание все-таки дисциплинирует нерадивых пап и мам. А вот относительно школьных приставов и видеонаблюдения на уроках, да еще в режиме онлайн, выступаю резко против. Во-первых, школа – это учреждение, где дети должны себя чувствовать комфортно, это же не колония для малолетних преступников. Решать проблемы с дисциплиной должны педагоги совместно с детьми. Во-вторых, если родители хотят увидеть, как проходят уроки, как ведут себя на них дети, то двери классов всегда для них открыты в любое время.


Светлана Мазченко, мать четверых детей:

– Родители несут ответственность за своих детей, за их поведение, посещение школы и так далее. Но штрафы – это перегиб. Наказание безответственных родителей должно быть через общественность, порицание в СМИ и на школьных собраниях. И не во всех случаях виноваты родители, что ребенок убегает с уроков. Сегодня многие дети подвержены влиянию сверстников и бывает, что мамы и папы бьются, даже обращаются к психологам, инспекторам по делам несовершеннолетних, но все равно ничего не могут сделать. Так за что же их штрафовать?

И приставы в школе совершенно не нужны. Еще не хватало в школах надзирателей. В образовательных учреждениях есть социальные педагоги и школьные психологи, – профессионалы, знающие особенности психики и поведения детей и подростков. Они знают, как работать с ребенком, направлять его на правильный путь.

А видеонаблюдение в классах вовремя урока только внесет разлад в учебный процесс. Учитель все время будет думать, что за ним следят. О каком тогда качественном уроке может идти речь. По образованию я учитель, и знаю, как это важно. Так что я против этих партийных инициатив.


Саша, шестиклассник одной из школ Нарьян-Мара:

– Камеры в классах? Это же здорово! Представляете, болеешь когда, можно будет прямо с домашнего компа смотреть, как там уроки идут, как ребята, что делают… А звук будет или только картинка, не знаете? Что на доске пишут, в любом случае будет видно. В общем, я – «за».


Галина Гуляева, начальник отдела семейной политики, опеки и попечительства Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО:

– Наверное, такие нововведения – это уж слишком. Что касается введения штрафов с родителей, то административное законодательство РФ предусматривает ответственность за неисполнение родительских обязанностей, в том числе, и в виде штрафа. Так зачем вводить еще одну статью? Да и приставы совершенно ни к чему. Задача образовательного учреждения – обеспечить безопасность пребывания детей в школе. Ну не будут же приставы следить за тем, убегает ученик с уроков или нет. Это абсурд.

Видеонаблюдение на уроках будет только мешать учителям осуществлять их профессиональную деятельность. Не всякий человек, а тем более учитель, комфортно будет чувствовать себя под пристальным оком телекамеры. Получится, что для педагога каждый урок будет открытым.


Ольга Каменева, учитель, отличник народного образования, депутат окружного Собрания:

– Федеральный закон об образовании определяет основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Закон обсуждали всенародно и, на мой взгляд, сегодня это работающий нормативный акт, отражающий все аспекты образовательного процесса. Предлагаемые инициативы, по моему убеждению, совершенно лишние и ненужные. В школах работают не только учителя-предметники, но и педагоги дополнительного образования, психологи. Классные руководители всегда в тесном контакте с родителями. Учителя ответственно относятся к своим урокам и общению с учениками. В Ненецком округе все работники системы образования нацелены не только дать детям качественные знания, но и воспитать настоящих патриотов. А предлагаемые поправки могут нарушить не только образовательный процесс, но и потревожить хрупкий внутренний мир ребенка. Такие новшества я не поддерживаю.


Иван, дворник:

– Я вам скажу так, вы только меня не фотографируйте: жаль, что для депутатов думы, которые выдвигают такие фантастические инициативы, никто штрафы за прогулы не вводит. А зря. Судя по количеству пустых мест на заседаниях, получилась бы хорошая прибавка к бюджету страны.


Денис Фадеев, старший дознаватель Госпожнадзора:

– Как правило, уроки прогуливают дети из тех семей, где родители совершенно не следят за ними, не работают, ведут асоциальный образ жизни, употребляют алкоголь. Как с таких штрафы брать? Думаю, что нужно подумать о каком-то другом наказании. А вот детскую комнату в полиции, на мой взгляд, вернуть надо. В свое время эта система работы с трудными подростками давала хорошие результаты.

Какие санкции смогут применить школьные приставы по отношению к несовершеннолетним? Это не в рамках правового демократического государства.

Впрочем, и видеонаблюдение на уроках – лишнее. Кстати, сегодня скорее учителей надо защищать от детей, а не наоборот.