Вы здесь

Алексей Пичков: «Строка к строке – и есть крыло…»

Алексей Пичков среди оленеводов. Фото В. Матьшина, 1990. Из фондов ГААО.

Десять лет назад перестало биться сердце ненецкого поэта Алексея Пичкова. Отпущено ему было 72 полных года земной жизни. «Темный и сморщенный, как киш-миш. Но внут-ри – косточка», – заметил, познакомившись с Пичковым, шведский писатель Микаэл Ниеми. Мне кажется, здесь требуется уточнение – внутри зернышко. Зернышко простых и мудрых мыслей о родной земле, земляках и друзьях.

Явление свое на свет 30 марта 1934 года на древней канинской земле он запечатлел красивым четверостишием:

Я был рожден суровым днем,

И воздух был звенящим льдом.

Мороз пылал как сто костров

На склонах взвихренных холмов…

Откуда в мальчишке, рожденном на краю земли, такое исключительное дарование, такое поразительное чувство слова, рифмы, слога? Ответ, как водится, надо искать в семье, в корнях его семейного древа. Об отце поэта оставили интересную информацию ученые-этнографы:

«Об одном из сочинителей северно-коми эпоса сообщила Д.Г. Канева. Оказывается, уже многие годы ненец-оленевод из с. Несь Пичков Илья Григорьевич поет ненецкие сказки для коми-слушателей, поет на ненецком языке…»

Илья Григорьевич передал сыну прекрасную память, знание ненецкого, коми и русского языков, понимание истории родной земли, а главное – поэтический дар, умение видеть узорочье слов. Позднее сын в память об отце широко использовал псевдоним Илья Аргишев.

В годы войны даже дети тундры не были отгорожены и защищены от ее ужасов, тягот и бед. Отец воевал в составе оленнотранспортного дивизиона на Карельском фронте, за храбрость награжден медалью «За боевые заслуги». Мать, потерявшая троих детей, – судьба сохранила лишь Алексея, – работала техничкой в поселке Шойна, где в школе учился единственный оставшийся в живых сын. Он тогда уже владел пером: выпускал стенгазету и, когда не хватало материалов, «дырки» закрывал своими стихами.

После школы в 1953 году окончил Нарьян-Марское педучилище. Позднее его направили руководить Канинским Красным чумом. Медработником (фельдшером) в тундру была направлена Александра Канюкова – Шура. Начальник предстал перед ней нарядным, красивым молодым человеком с густым черным чубом и сразу понравился. Вскоре они поженились, и до конца дней своих она называла его ласково: Алёоша... А он слагал о ней песни: «Далеко Сэрне моя живет...»

Из-под пера молодого поэта «выстреливали» шедевры:

Тундра – снежные дали без края,

Серебристый песцовый мех.

Без меня проживешь ты, знаю,

Без тропинок моих и вех.

У тебя их, тропинок, без меры,

Словно косы сплелись на снегу.

Только я вот без тундры, наверно,

Вдалеке прожить не смогу.

Первая слава пришла, когда журнал «Огонёк» напечатал – на весь Союз – стихи молодых ненецких поэтов. Тогда-то и решили они с Василием Ледковым всегда писать лучше всех. Слово это сдержали.

– Помню, упрекали меня за отсутствие лозунговости в стихах, затем – за отсутствие гражданского звучания, – рассказывал Алексей Ильич. Ленина, партию и комсомол в его стихотворных сборниках найти действительно трудновато. Образы Пичкова – родная ненецкая земля, тундровики и рыбаки. Сила его могучего таланта оживляла привычные картины:

Я встал сегодня утром рано.

Мир в позолоте был, а небо

Тончайшим шелком колыхалось,

И рыбой море шевелилось,

Блестя на солнце чешуей…

Несколькими «мазками» Алексей Ильич создавал незабываемые полотна:

Здесь не гаснут звезды до апреля,

Луны ярче медного ковша.

Гонит к морю белые метели

Ветер по-хозяйски, не спеша…

Он всегда умело подбирал удивительно сильные, красивые эпитеты: если Канин – то «куропачья держава», если речка Нерута – значит, «ледяной глоток», если ручей – то «как парнишка», если осень – то «стреляет из тугого лука», если зорька – то «рыбкой красноперой», если небо – то «в сукнах разноцветных», «как платки цветные» – вечера, дороги – «синие прожилки на руках обветренной земли», а тропы, конечно же, оленьи. Даже о зимних стихиях поэт говорит радостно: «танцует вьюга», «поют метели». Самый прозаический процесс строительства лодки под его пером превращается в ладный и красивый сказ:

Лодку сшили в Долгощелье

По заказу мужики.

Из упругой легкой ели,

Из серебряной доски.

Сшили прочно, сшили ладно,

То-то были мастера.

Словно песню спели складно

Перестуком топора...

Гусиные крикливые клинья под его поэтическим пером превращались в вестников чего-то нового, неизведанного.

Вот и гуси летят...

Над Печорой, над тундрой,

Над застывшими далями

Этой древней земли.

Гуси, серые птицы

С ярким белым нагрудником,

Что на крыльях своих

В этот край принесли,

С высоты оглядев

Круг знакомых становий

И ажурные вышки

Стальных буровых?

«Паруса бегущих дней» воплощались в сборники стихов: «Далеко Сэрнэ моя живёт» (1961), «Песни тундры» (1963), «Тропы оленьи» (1969), «Розовый узор» (1970). Наверное, его творчеству, его легкокрылому Пегасу мешала газетная поденщина, когда ежедневно требовалось выдавать строчки информашек и очерков. Помнятся целые газетные полосы, заполненные им под различными псевдонимами – «И. Аргишев», «А. Пичков», «А. Ильин». Он писал про сенокосы и путину, про забойную кампанию и оленеводов, отрывая драгоценное время от литературной деятельности. Он учил молодых журналистов и начинающих писателей, собирал ненецкие загадки, пословицы и поговорки.

Лукавый и наблюдательный взгляд поэта легко выделял прекрасное в обыденном:

Ходят девушки, каблучками

щелкая,

Ходят девушки – красота,

А зима-то у нас очень долгая,

А зима-то у нас крута…

Коллега Алексея Печкова по работе в «Няръяна вындер» Андрей Чуклин в год 70-летия поэта говорил о нем: «Чем дольше он живет на земле, тем более из его облика уходят черты случайные, оставляя нам цельный и благородный слепок личности. Это происходит и с нашим замечательным человеком и поэтом – Алексеем Пичковым. Все прежние, наносные временем и судьбой линии его жизни, кажется, стерлись, слились, растворились – и вот перед нами истинный стихотворец в самом чистом своем проявлении».

Журналист Михаил Веселов подметил в старшем товарище еще одну черту: «А вообще, Пичков редко сбрасывал маску, точнее, маски. Их было много у него. Кому-то он представлялся этаким простаком, рубахой-парнем. Другой назовет его легкомысленным гулякой. Кто-то вспомнит вечное балагурство. Все это так – и не так. Он был очень гордым и очень ранимым человеком. Ранимым точно ребенок. И старался подшутить над собой прежде, чем это успевал сделать кто-нибудь со стороны. Закрывался щитом самоиронии. А за показным легкомыслием таились и мудрость, и мятущаяся, тонкая, потрясающе лиричная душа».

Прошли десятилетия, строчки Пичкова стали классическими, их цитируют – кстати и не-кстати: про тынзей, что назло коротковат, про тропы оленьи, про тундру. Многие его стихи обрели песенные крылья с легкой руки певца и композитора Валерия Ледкова. Имя поэта и мемориальная доска в бронзе украшают нашу окружную биб-лиотеку. Все это справедливо и правильно. Но пора, наверно, подготовить собрание сочинений поэта и писателя Пичкова – и для нас, и для будущих поколений северян.

Юрий Канев, член окружного общества краеведов