Вы здесь

Течет-течет речка, через речку мостик...

Автором проекта строительства моста стал директор школы Пётр Спирихин

Вот уже более полувека исправно служит жителям Виски необычный мост через протоку с красивым именем Краяма. Изящное деревянное сооружение стало символом села, соединив когда-то две его части в единое целое, послужив тем самым развитию населенного пункта.

Вообще говоря, увидел я его первый раз, будучи в Великовисочном в командировке по случаю юбилея печорских угодий. На первый взгляд, очень уж изящным он мне не показался. Но приглядевшись и послушав истории старожилов, я понял, что для висчан это не просто рядовой сельский инфраструктурный объект, а часть большой, интересной и насыщенной истории села.

Все из-за опоздашек

А началась история создания моста с обычных опозданий школьников на уроки. Казалось бы, какая может быть связь между созданием сложного с технической точки зрения сооружения и школьной дисциплиной? Оказывается, самая что ни на есть прямая.

С этого и начала свой рассказ жительница Виски Зоя Аркадьевна Шалькова, знаток и хранительница истории родного села, победитель конкурса «Гордость Заполярного района», а еще очень душевный, открытый и энергичный человек.

– Когда в село в 1952 году приехал Пётр Михайлович Спирихин и стал директором школы, он столкнулся с неприятным обстоятельством: ребята в школу каждый день опаздывали, – объясняет нам с коллегой из ТРК «Север» Зоя Аркадьевна, ничуть не смущаясь камеры оператора.

Виновницей опозданий школьников, по словам краеведа, становилась два раза в год протока Краяма, разделяющая село на две части: центральное село и Бараковку. Весной и осенью во время половодья протока становилась непреодолимой преградой для взрослых сельчан и, тем более, для школяров. Все сельские учреждения, в том числе и школа, находились по одну сторону Краямы, а часть жилых домов – по другую. В самом узком месте жители устраивали перевоз на лодках. Неудобства при этом чувствовали все от мала до велика. По рассказам сельчан, люди мерзли, промокали, приходилось носить с собой запасную обувь.

– Перевозили людей Иван Мефодьевич Дитятев и братья Мукачёвы. Еще Коровин возил. И болели, бедные, всякое было, потому что в любую погоду приходилось ехать, – говорит Зоя Аркадьевна.

А вот что вспоминает сам автор идеи – Пётр Михайлович Спирихин в своей книге «Откуда пошла Великая Виска»:

– Каждый год речушка Краяма разливается. Ребятишки кто как переправляются через нее. Опасно. Я предложил построить мост. Пригодилось военно-саперное образование. Просидел несколько ночей, сделал расчет, чертежи...

Идею построить мост поддержал тогдашний председатель сельсовета Иван Семёнович Дитятев. Но, по словам Зои Аркадьевны, будучи человеком малограмотным, сам в расчетах, понятное дело, помочь был не в силах. А потому поручил ответственную задачу автору идеи, боевому офицеру, фронтовику-саперу Петру Михайловичу.

– У Ивана Семёновича были хорошие способности, он умел притянуть к себе людей. Потому что человек был коммуникабельный и боевой, но малограмотный, – рассказывает о руководителе сельсовета Зоя Аркадьевна. – Потому нужен был специалист, знающий это дело.

Пиломатериалы собирали всем селом

И, как вспоминал сам Пётр Михайлович Спирихин, наверное, Бог ему помог: предписания и инструкции для саперов он выкинул после войны, а вот записи и книги по строительству мостов у него остались под рукой. После того, как мост был спроектирован и его одобрили специалисты, создали в селе бригаду плотников, и начался поиск стройматериалов.

В этот момент откликнулись висчане: пиломатериалы собирали всем селом, кто-то пожертвовал ради такого строительством собственной баньки, кто-то сараем. А крупные бревна заказали на стороне.

– Все вот эти крепления, столбы, брусья – все было заказано в селах вверх по Печоре, – показывая на мост, объясняет нам краевед. – А материал, который не требовал большой крепости, заготавливали здесь, на месте. Плотов тогда водили много, и много их разбрасывало. В основном топили травяник. Из этого травяника Иван Семёнович сам и стал выбирать.

Строить начали всем селом осенью 1956 года: «Летом-то не будешь строить, болото здесь, а осенью земля подмерзла и стало удобно копать ямы под сваи», – рассказывает Зоя Аркадьевна.

Построили бревенчатый мост с 11 пролетами на опорах, укрепленных поперечными связями и боковыми откосами, быстро, за одну зиму. К праздничному дню 1 Мая 1957 года важный и такой ожидаемый объект, высотою над водой до десяти метров, был готов.

В этот праздник сельчане, впервые посуху пройдя по новому мосту, преодолели Краяму. Женщины прошлись в нарядных туфельках, мужчины – в ботинках и праздничной одежде.

– Пётр Михайлович рассказывал мне потом: «Я стоял на крыльце Дома культуры, и у меня такой бальзам на душе был». Говорит мне: «Вот, наконец, дожили до этого момента», – вспоминает краевед.

Очевидцы тех событий вспоминают: люди так дорожили новым мостом, что первое время даже не решались ходить по нему в кирзовых сапогах. Очень уж красивой и ладной получилась конструкция.

С большим трудом нам все-таки удалось найти в архиве «НВ» упоминание об этом событии в Виске на страницах нашей газеты той поры. Вот что пишет в передовице от 4 июня 1957 года под заголовком «Благоустроим свой город и поселки округа» заведующий окркомхоза П. Беляев: «Проведена большая работа по благоустройству райцентров: Оксино, Пёши, Хоседа-Харда, Виски и Амдермы. В Пёше, например, произведена осушка прилегающей к селу территории. А в Виске построен удобный, крепкий бревенчатый мост, соединивший разрозненные части села».

Село стало развиваться

Как поставили мост через Краяму, так сразу началось на той стороне ее берега быстрое строительство новых домов. По словам Шальковой, население стремилось жить в Бараковке, «потому как там были и свободные огороды, весной и осенью хорошо выезжать было».

Немалое, по ее словам, и народно-хозяйственное значение имел мост, «в период сенокоса перевозили на лошадях сено, но, конечно, тяжелая техника ездить не могла».

– Хотя был смельчак, – вспоминает тут же Зоя Аркадьевна. – Один каскадер у нас решил проехать по мосту на тракторе. Так в конце моста остановил мотор и провалился. Часть машины осталась на берегу, а часть – на склоне. И житель нашего села Леонид Васильевич Безумов сразу сочинил по этому поводу частушку:

 

Наша реченька Краяма

Не ширОка, скажем прямо,

Мост дугой не для трусливых,

Каскадеров лишь ретивых.

 

Верою и правдою служит людям мост через Краяму и в наши дни. Хотя и получил за свой внешний вид шутливое прозвище «горбатый», он остается надежной переправой во все времена года. Два года назад по просьбе жителей и при финансовой помощи Ненецкой нефтяной компании мост отремонтировали, привели в порядок настил, заменили пришедшие в негодность бревна.

А с апреля 2012 года решением Совета депутатов села изображение моста через Краяму – как символа связи прошлого, настоящего и будущего – стало частью герба муниципального образования «Великовисочный сельсовет», наряду с колоколом – символом возрождающейся духовности, и сорогой – символом многовекового рыбного промысла на Крайнем Севере. Таким образом, мост в Виске вошел в госреестр российской геральдической символики.