Вы здесь

Беспокойный северный завоз

Новая примета времени – паника по поводу подготовки к зиме. Ненецкий автономный округ отличился на всю страну: в электронных СМИ и во вполне уважаемой «Российской газете» объявили о срыве северного завоза, что оказалось если не «уткой», то большим преувеличением. Называлась Несь, куда не смогла дойти баржа с топливом, ее разгрузили на нижнем причале. Сообщали о Каратайке и проблемах с углем. Поэтому мы летим туда, чтобы воочию все увидеть своими глазами.

В аэропорту Каратайки столпотворение – сначала приземлился рейсовый Ан-2, затем вертолет, прилетевший за медицинской бригадой «Красного чума», врачи которой две недели вели прием. Тут же и Ми-8, на котором прилетели заместители губернатора Юрий Тельтевский и Ян Берлин, заместитель главы Заполярного района Олег Холодов, журналисты. Сверху увидели жизнерадостные дымки из труб. Если есть дым, значит, есть уголь.

Юрий Тельтевский распорядился сразу вести всех в котельную. В двух котлах мерцает огонь, тепло поставляется в 39 подсоединенных к теплоцентрали домам.

– Топливо возим со склада ГСМ – 3,5 километра, – рассказывает старший котельной Геннадий Билалов. – Одной заправки емкости хватает примерно на две недели. Из текущих проблем – старый бензовоз, которому больше тридцати лет. В недавнюю пятницу у него провалился аккумулятор – проржавел корпус.

Расстояния здесь небольшие, однако сама эксплуатация в суровых условиях состарила раньше времени автомобиль.

Три единицы техники – трактор, ассенизационная машина, пожарный автомобиль – были поставлены в Каратайку в нынешнем году.

Пожарный автомобиль на базе ЗИЛ-131 поступил по конверсии. Возраст у него приличный, однако в эксплуатации он не был. Мощный вездеход в апреле своим ходом добрался до Каратайки.

По словам заместителя губернатора Юрия Тельтевского, за последние три года в населенные пункты Заполярного района приобретено техники различного назначения на сумму более 80 миллионов рублей. Чтобы полностью обновить парк ветхой техники, нужны еще средства.

Заместитель главы администрации Заполярного района Олег Холодов в своем ежедневнике отметил: Каратайке нужен бензовоз. Но и в селе должны побеспокоиться – оформить соответствующую заявку.

Мощности котельной в скором времени может не хватить. Строится 12-квартирный дом, будет возводиться новый интернат. Туда тоже нужно прокладывать теплотрассу. Кроме того, многие жители, которые отапливают свои дома углем, тоже хотели бы перейти на центральное отопление, что менее хлопотно и гораздо комфортнее.

У Заполярного района на большее денег не хватило. По мнению Билалова, нужна новая современная модульная котельная. Она будет отапливать небольшой микрорайон новых оленеводческих домов. Тащить трубопровод от старой котельной – дорого, да и потери тепла будут большими. К тому же все равно нужно устанавливать новый котел, чтобы увеличить мощности котельной. Может, лучше поставить сразу новый модуль? Появятся новые рабочие места. Это очень важно для села, в котором, согласно официальной статистике, 47 безработных. Но в селе ведут свой учет – 96 безработных. Людям надо как-то зарабатывать на жизнь. А то недавно подключили к котельной гараж, что очень удобно, однако при этом сократили четыре штатных единицы...

В Доме культуры собрались сельские депутаты, главный врач амбулатории, директор школы, работники местного ЖКХ.

– Двадцать первого октября мы собрались вместе, чтобы определить необходимость в угле, – докладывает глава администрации Каратайки Дмитрий Вылка. – В период навигации не удалось доставить около 370 тонн. Но не всем уголь нужен прямо сейчас, так как у нас народ запасливый, есть чем топить печи. Никто не замерзает, топлива всем хватило. У нескольких семей запас не очень большой, однако достаточный. Уголь будет привезен из Воркуты в ближайшее время по зимнику на машинах.

Поставкой угля в Каратайку занимается компания «ТрансНАО». В период навигации предприятие доставило 800 тонн, осталось еще 373 тонны. В «ТрансНАО» заключили два договора: один – на приобретение этого количества угля в Воркуте, другой – на доставку его от Воркуты до Каратайки по зимнику. Уголь тот же самый, что поставлялся по всему округу, – интинский, с теми же характеристиками. Сегодня частично углем не обеспечены аэропорт, потребобщество и несколько семей. От января до следующего завоза реально нужно 170 тонн, а 370 тонн – это с учетом создания резерва на отопительный период последующих годов.

Когда будет зимник? Зависит от погоды и от того, как развернется «Нарьян-Марсейсморазведка», которая в нынешнем году продолжает большие разведочные работы на востоке Ненецкого автономного округа.

Собравшиеся в Доме культуры каратайцы получили самую подробную информацию от управляющего директора «Нарьян-Марсейсморазведки» депутата окружного Собрания Игоря Гоца.

– Партия сейчас находится на Сабрияге в 40 километрах от Воркуты, дальше пойдет на Северный Янгарей, откуда будет пробит зимник в Каратайку. Здесь находятся две баржи с тысячей тонн топлива для работы партии. Она должна работать, чтобы зарабатывать деньги. Это гарантия, что зимник будет. Партия – это порядка сорока болотных тракторов, после которых остается готовый зимник, пригодный для движения колесной техники. В Воркуту уже доставлены необходимые грузы для работы партии. Их повезем на машинах. Зимник будет не ранее середины декабря.

Юрий Тельтевский по сотовому телефону позвонил директору «ТрансНАО» Владимиру Тюрину. И все слышали: голос Тюрина докладывал заместителю губернатора – уголь находится в Воркуте, техника тоже готова. Как будет зимник, машины сразу возьмут курс на Каратайку.

– Обидно, когда говорят, что Каратайка замерзает, – поделился Дмитрий Вылка. – Депутаты, люди возмущаются. У нас все нормально, все стабильно.

– Это все политика, – поставила диагноз главный врач амбулатории Галина Рочева, намекая на превентивные действия политиков разного калибра накануне выборного года. Каратайцы с досадой приписывают распространенную недостоверную информацию о срыве северного завоза на происки недругов нынешней власти. Скоро выборы. В сентябре 2014-го жители округа будут выбирать губернатора и депутатов окружного Собрания.

Мне бы хотелось думать иначе. Журналистов нередко обвиняют, что они и пишут не то, что надо, и порой пользуются быстрой информацией, проверить которую не всегда возможно к выпуску номера газеты. Зачас-тую бывает невозможно выцарапать у очень ответственных лиц информацию, которая является общественно значимой. А если есть информационный вакуум, то он заполняется слухами, вымыслами. Любой звонок, а связь в округе работает практически повсеместно, может стать поводом для публикации. Не сумели доставить часть топлива по воде прямо к населенному пункту, и беспокойные журналисты подняли панику: караул, народ замерзает! Куда смотрит власть! А ведь никто не замерзает.

Северный завоз существует столько, сколько живут люди на Крайнем Севере. Процесс этот отработан за многие десятилетия, и меру своей ответственности власти осознают. Затем, в Заполярье дорог – ни автомобильных, ни железных – нет, а морские перевозки зависят от кап-ризной природы. Очень хотелось бы завозить все необходимое сразу после открытия навигации.

А если село на берегу реки, которая становится судоходной только после осенних дождей? Нынче холода пришли на две недели раньше, чем обычно в последние годы. Вот и застряла баржа с топливом в нескольких километрах от Неси. Понадобились серьезные усилия, чтобы ее разгрузить, а затем по берегу доставить топливо в село. И в Каратайку не привезли весь уголь в запланированные сроки. Север, однако...

Жители Каратайки, которые тоже умеют пользоваться интернетом, выражаются просто: мол, мы не из тех, кто ждет, пока им на блюдечке с голубой каемочкой привезут уголек. На севере живем, а у настоящего северянина топлива всегда с запасом. Словом, обиделись. У них проблем немало, но других.

Более эмоциональный разговор – об авиасообщении. Билеты трудно купить. Из Нарьян-Мара Ан-2 везет семь человек, обратно – 12. То есть в Каратайку самолет летит с полными баками, чтобы бензина хватило на обратный путь. Получается разница в пять человек. А как им вернуться домой? В Нарьян-Маре порой собирается по 20 человек, жаждующих попасть в Каратайку. Авиаотряд в этом году организовал более десяти дополнительных рейсов, они вводятся при наличии 50-процентной загрузки туда-обратно. Введена предварительная продажа билетов за 45 дней. И все же проблемы еще есть.

Вести долгие разговоры некогда – темнота наступает, световой день короток. А еще нужно побывать в Амдерме, что на берегу Карского моря, в одном из самых отдаленных поселений округа. Поэтому разговор идет в быстром темпе.

– Почему очень дорогой интернет?

– Потому что не дотируется из бюджета. Такое положение по всему округу. В будущем году будем ставить задачу выделить деньги на дотацию.

– Когда в Каратайке построят физкультурно-оздоровительный комплекс?

– Сначало нужно определить потребность, оценить эффективность использования существующего школьного спортзала, а затем принять соответствующее решение...

– Хотелось бы дополнительное здание амбулатории, чтобы разместить там лабораторию, аптеку и физиокабинет...

– В нынешнем году должны сдать больницу в Хорей-Вере, амбулатории в Красном и Шойне. Причем в Шойне – здание из быстровозводимых легких конструкций. Если эта технология себя оправдает, то этот опыт будем тиражировать. Если есть все обоснования, то будем ставить в программу строительства.

...Сорок минут полета на Ми-8, еще полчаса сумерек – и мы в лапах амдерминской темноты, которую кое-где разгоняют уличные светодиодные фонари.

Едем в новом трэколе. В здании администрации тепло.

– И в домах тоже тепло, – рассказывает глава администрации поселка Владимир Чунихин. – Топливо завезено. Возникли проблемы с межтрансформаторными кабелями и кабелем на водовод с дизельной электростанции до первой опоры. Только вошли в зиму, как кабель вылетел, две муфты поставили. Эти линии эксплуатируются минимум пятьдесят лет. Кабели обязательно нужно будет менять в летний период. Средства на это выделены. Вот с авиасообщением проблемы...

В истории с северным заво-зом, думается, есть плюс – при всей сложности с его организацией проводить его нужно чуть раньше, чем встанут реки...

Фото автора