Концепция развития туризма в Ненецком округе хорошо вписывается в реалии последнего времени, заставляющие развивать в стране внутренний туризм.
Что делается в округе, чтобы туристическая отрасль стала одной из серьезных составляющих местной экономики? Как власти региона пытаются наладить взаимодействие с бизнесом? Об этом газете рассказала начальник отдела туризма департамента образования, культуры и спорта НАО Юлия Ляпина, недавно покинувшая по семейным обстоятельствам округ. Думаем, ее мнение будет интересно нашим читателям.
– Какие главные проблемы стояли перед вами, когда вы возглавили отдел, и чего удалось достичь за время работы?
– Первым делом мы приступили к оценке ситуации и поняли, что туристический бизнес в НАО – очень вял, неактивен, не проявляет инициативы. В лице власти он видел не союзника, а противника. Центр арктического туризма НАО считали конкурентом. Наша задача заключалась в том, чтобы показать, что только в единой связке мы можем достичь серьезных успехов по продвижению округа на внешних и внутренних туристских рынках.
Мы встретились с каждым из предпринимателей – с теми, конечно, кто выразил желание пойти нам навстречу. В итоге консолидации усилий в рамках подготовки к выставке «Интурмаркет» вышли на государственно-частное партнерство. Выставка пройдет в Москве 19–22 марта. В связи со сложной финансовой ситуацией сегодня мы не можем раздавать субсидии, как это было раньше. Но можем оказывать серьезную информационную поддержку, привлекая туроператоров федерального уровня, СМИ, рассылая информацию об услугах наших предпринимателей. Центр арктического туризма НАО (ранее – Туристический культурный центр НАО) дает определенную сумму на издание буклета о туристических возможностях округа с презентацией всех программ и маршрутов. Он будет издан в марте перед выставкой «Интурмаркет». Наши гостиницы, предприниматели, объекты питания размещают там информацию о себе, и мы таким образом выходим на качественно новый уровень информирования о наших туристических ресурсах.
– В чем цель такого издания?
– Основная цель – сформировать каталог, нацеленный на федеральных туроператоров, где были бы представлены держатели туристских услуг в НАО. Раньше этого не было. А государство выступает гарантом, что деньги, собранные на издание каталога, не пойдут никуда, кроме как на издание путеводителя. Туристический центр, как флагман развития туризма в округе, занимается тем, что формирует буклет, привлекает участников. Это – один из результатов нашей работы в течение года. Другой результат: проговаривая с туристическим бизнесом их проблемы, мы поняли, что им нужно дать возможность выйти на федералов. Итогом стал рекламно-информационный тур «Доступная Арктика», который прошел под эгидой Ассоциации туроператоров России. Нашей задачей было получение четкой экспертной оценки того, что мы делаем, чтобы профессионалы показали нам наши риски, наши сильные и слабые стороны, наши возможности. Мы провели брифинг с участием прессы, предпринимателей, занимающихся турбизнесом в НАО, на котором они это обозначили. Многие предприниматели скептически отнеслись к этой идее, но она принесла плоды. В итоге было сформировано несколько турпродуктов.
– Какие именно?
Например, «Красный город» Юрия Тюлюбаева, во взаимодействии с туроператором «Дельфин», сформировали тур «Чумовые выходные в Арктике». Турцентр, правда, пока не как туроператор, а как организация, предоставляющая услуги, совместно с Russia Discovery и «Мостурфлотом», сформировал новогодний тур «Новый год в гостях у северного оленя». Предприниматель Андрей Николаев сделал свой тур выходного дня. Все эти маршруты успешно продавались. У Юрия Тюлюбаева продажи идут и сейчас, после январских каникул. Турцентр НАО будет модернизировать тур к летнему сезону, в связи с чем он начал плотное взаимодействие с «Мостурфлотом». Самые активные и инициативные предприниматели вошли в совет по туризму. Это – общественный орган при департаменте образования, культуры и туризма НАО, созданный в 2015 году. Прошло уже два заседания совета, в его рамках сформирована рабочая группа по развитию туризма на особо охраняемых природных территориях. План работы совета с ключевыми вопросами доступен на сайте департамента.
– Какие задачи департамент ставит перед собой сегодня, если говорить о совместной работе власти и бизнеса по развитию туризма?
– Нам нужно сфокусировать усилия на росте числа туроператоров. Центр арктического туризма сформировал пакет документов для подачи заявления в Ростуризм на включение его в Единый федеральный реестр туроператоров. Дело за страховыми компаниями, которые не очень охотно идут на то, чтобы страховать гражданскую ответственность туроператоров. После того, как соглашение с такой компанией будет достигнуто, мы подадим документы в Ростуризм, и Турцентр будет действовать как первый государственный туроператор в НАО. При этом с его стороны не будет конкуренции «Красному городу», потому что Туристическому центру ставится задача объединить вокруг себя всех предпринимателей и направлять их. Конечно, это работа не одного года, это системная работа, которая должна проводиться органами власти и подведомственными учреждениями. К сожалению, среди частных предпринимателей округа пока нет такого, кто мог бы стать флагманом и повести за собой. И, конечно, очень нужны субсидии на развитие отрасли.
– Предприниматели, со своей стороны, стали сейчас более активны?
– Да, конечно. Например, во время рекламно-информационного тура «Доступная Арктика» у нас было запланировано знакомство туроператоров с гостиничной инфраструктурой окружного центра. Гостиницы пошли навстречу. Так, гостиница «Авантаж» сделала так называемый комплимент – канапе, шампанское. Гости были приятно поражены, это сразу же во многом поменяло их отношение к округу в лучшую сторону. Катя Николаева из гостиницы «Натали» сделала презентацию своего кафе «Фрегат» в трех кухнях, и Москва отметила, что презентация была проведена на достойном уровне.
– Какие принципиальные изменения были сделаны после визита туроператоров? Ведь в свое время была идея открыть НАО для массового туризма.
– Это обсуждалось с коллегами из турбизнеса. Туристы, конечно, должны приезжать и оставлять деньги в округе. Но Арктика – хрупкий регион, и развивать массовый туризм здесь нельзя. Тогда уничтожим то, чем гордимся. Мы пришли к тому, что нужно умеренно рекламировать наши возможности, делать это дозировано, определяя конкретные целевые группы. Необходимо серьезное научное исследование. Пока мы думаем, что нужно остановиться на краткосрочных турах выходного дня, которые наиболее востребованы и наиболее демократичны по цене. Не стоит делать массовыми экспедиционные туры, которыми занимаются Андрей Николаев и Центр арктического туризма.
– В отчете о развитии туризма за прошедший год прозвучали, если честно, неправдоподобные цифры посещаемости округа. Как получить реальное представление о том, как дела обстоят на самом деле?
– Понятно, что цифра 34 тысячи посетителей за год не отражает реального положения дел, числа реальных туристов, купивших турпакет. Но дело в том, что мы считаем цифры по принятой федеральным центром методике, которая, конечно же, устарела. Чтобы подсчитать туристический поток более аккуратно, у нас возникла идея сложна в исполнении, но прецеденты в России есть. Мы хотим выйти на соглашение с сотовыми операторами и договариваться с ними о предоставлении данных в роуминге. Пока это предложение находится в стадии обсуждения, но нам нужна аналитика. Думаю, можно договориться о том, чтобы какая-то информация давалась округу на безвозмездной основе. Так мы будем понимать, какие скрытые потоки есть в Амдерме, на Пым-Ва-Шоре, в Неси, на острове Сенгейский, потому что они не проходят через Нарьян-Мар. Тогда мы сможем оценить реальный поток, сделать международную выборку, понять, из каких регионов, из каких стран нас чаще всего посещают и переориентировать наши продукты на них.
– Собираетесь ли вы повторять пресс-туры в сложном, с точки зрения бюджета, 2016 году?
– Да, это очень важно. Сегодня это можно делать минимальными средствами. Уже сейчас к нам обращаются крупные информационные холдинги с просьбой организовать для них пресс-туры. Госструктуры могут помочь в проведении и организации съемок, что мы можем сделать, привлекая свои ресурсы. Я думаю, что один-два пресс-тура в 2016 году будут организованы. Центр арктического туризма должен привлекать гранты на организацию таких поездок, такая задача перед ним стоит. В том числе речь идет о грантах «Ростуризма».
– Острая проблема отрасли – кадровая. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?
– Мы хотим, чтобы на базе САФУ в Нарьян-Маре открылся отдел по подготовке кадров для туристического бизнеса. Нам нужно формировать команду специалистов в области туризма. Это и переводчики, и гиды, и другие специалисты, у которых будет сертификат государственного образца. Нужно мотивировать наших туроператоров на то, чтобы они при своих компаниях организовывали школы экскурсоводов, создавали вокруг себя волонтерские движения. Если говорить о развитии круизного туризма, то, если к нам будут приходить суда по 600 человек, где мы найдем столько, например, переводчиков, чтобы показать им наши достопримечательности? Мы понимаем, что, если туристический поток возрастет хотя бы немного, у нас не хватит кадров, чтобы их обслужить. А если он возрастет серьезно, то мы просто захлебнемся без специалистов.