Вы здесь

Блиц среди знакомых лиц

Нужен ли второй иностранный?

Уже в нынешнем учебном году школы России переходят на новый стандарт обучения. Он предусматривает изучение второго обязательного иностранного языка. Об этом на днях сообщил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов, он отметил важность изучения иностранных языков. По его словам, это «не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка».

Министр также отметил, что школам, не готовым к новым стандартам, дадут переходный период для адаптации.

Хотят ли дети изучать еще один иностранный язык? И как к нововведению относятся педагоги и родители? Об этом мы спросили жителей НАО. 


Ольга Козицина, замначальника Управления образования г. Нарьян-Мара, учитель
иностранного языка:

– Второй язык, конечно, не помешает. Естественно, он нужен не всем детям, но есть ученики, которые хотят изучать два иностранных языка. В школе № 1 был очень хороший опыт, когда были открыты гимназические классы, ученики которых учили английский и немецкий. Это – более продвинутая программа, и дети осознанно шли и обучались именно по ней, на умственном развитии ребят это сказывалось положительно. Не говорю, что это необходимо и обязательно каждому, но в целом к идее отношусь положительно, поскольку детям полезно изучать два языка.

Изучение языка отнимает много времени, надо много учить наизусть, запоминать, работать над произношением, не всем это дается легко. Дети – разные, кто-то хочет более тактические навыки приобретать, изучать предметы по технологии, у кого-то много времени уходит на изучение физики, математики. Поэтому надо создавать классы, в которых будут преподавать два иностранных. Кто хочет их изучать, будет учиться именно в таких классах. 


Нина Николаева, заведующая отделом природы Ненецкого краеведческого музея:

– С одной стороны, можно сказать, что изучение второго иностранного нужно. Это повышает уровень развития ребенка, ведь изучая язык, дети будут изучать и культуру страны. К тому же, это готовит детей к будущему, мир меняется, связи с зарубежными странами будут крепнуть. Когда мы путешествовали по одной из стран Африки, я была удивлена, что там дети изучают родной язык, французский и еще один иностранный – на выбор. То есть, несмотря на то, что страна входит в число наименее развитых стран мира, там изучают два иностранных языка.

Но с другой стороны, как мама, я думаю, что в наших школах и так большая нагрузка на детей. Можно сделать дополнительный иностранный факультативным занятием, а не обязательным предметом, чтобы по нему детям не приходилось сдавать экзамен.

Сама я в школе изучала английский. Безусловно, знание языка пригодилось мне в жизни. Помогаю выполнять детям домашнее задание, сейчас в нашу сферу деятельности широко вошла компьютеризация, в специальных программах много слов на английском. К тому же, многие сейчас выезжают на отдых за рубеж, и зная хотя бы разговорный английский, гораздо легче общаться с людьми в чужой стране. 


Майя Семяшкина, ученица Пешской школы:

– Меня очень заинтересовала эта тема, так как в школе я с интересом изучаю английский язык. Этот учебный предмет – один из моих любимых в школьной программе. Я думаю, что изучение второго иностранного языка не помешало бы ввести в образовательную программу, потому что это дает больше возможностей в дальнейшем устроиться на престижную работу. Также это не будет лишним при поездке в другие страны, чтобы чувствовать себя комфортнее при общении с жителями этой страны. Не раз английский меня выручал за границей, чаще всего, говорила на нем с продавцами в магазинах и кафе, когда объясняла, что мне нужно купить. Параллельно с английским я бы хотела изучать французский или немецкий язык. 


Снежана Яреньгина, мама троих детей:

– Нагрузка на детей в школе и так достаточно высока, а введение еще одного обязательного предмета усложнит ситуацию. По моему мнению, второй иностранный язык можно преподавать факультативно, в качестве дополнительного образования, тогда школьник сам сможет сделать выбор: изучать язык или нет. Хотя некоторые родители хотят, чтобы их ребенок был успешен во всем: и в творчестве, и в точных науках, и владел несколькими языками.

Надо учесть и то, что дополнительный школьный предмет вводят с пятого класса, а это переломный момент для ребенка, переход из начального в среднее звено. Для одних – это стрессовая ситуация, а другие спокойно ее переносят, у них хватает сил не только для того, чтобы освоить основную программу, но и изучать дополнительные предметы. Здесь надо исходить из индивидуальных особенностей ребенка. 


Валерия Горбачёва и Кристина Маркова, «Роснефть-класс», школа поселка Искателей:

– Изучать еще один иностранный язык в школе нам кажется необязательно. Прежде всего потому, что не все ученики, получая аттестат о среднем образовании, выходят из школы с крепкими знаниями и по русскому-то языку. Уровень знаний по английскому, который изучают в большинстве школ города и округа, также весьма скромный. Для начала надо заинтересовать школьников хотя бы изучением одного иностранного языка. Нам нравится изучать английский, понимаем, что в будущем он пригодится. К тому же именно английский является международным языком, и, хорошо владея им, не составит труда пообщаться с иностранцами, а при возможности и пройти стажировку в другой стране. Кроме того, дополнительный предмет – это дополнительная нагрузка, а у нас уже в первую учебную неделю по шесть-семь уроков. Если введут еще один иностранный язык, в школе мы будем проводить еще больше времени. То есть сократится время на домашнюю подготовку к урокам и на дополнительное образование.


Евгений Галько, начальник тыла УМВД по НАО, капитан внутренней службы:

– Наш мир не стоит на месте, сейчас недостаточно владеть одним языком, лучше двумя, а в идеале и большим количеством. Если мы начнем прививать подрастающему поколению стремление к изучению нескольких языков, думаю, это пойдет детям только на пользу. Со временем школьники поймут, что не зря их обязывали учить иностранные языки. Ведь изучение иностранной культуры, традиций – это интересно, расширяет кругозор и просто необходимо с учетом современных тенденций вхождения России в мировое сообщество.


Дмитрий Вылка, глава Юшарского сельского совета:

– Я против идеи второго иностранного языка в школе. Пусть дети в школах учат русский язык и один иностранный, как это и было раньше. Кроме того, второй язык – это дополнительная нагрузка на самих учеников, для сельских местностей сложностей будет гораздо больше. Хороших специалистов найти сложно, поехать в деревню не каждый согласится, а если учитель и приедет, его устраивать надо будет, жилье предоставлять. А в наших селах с жильем – большая проблема.