Вы здесь

Поиск продолжается

Летом этого года я съездила в Кировский район Ленинградской области и в Карелию и теперь хочу рассказать о результатах поездки.

Я хотела выяснить увековечены ли фамилии наших земляков на воинских захоронениях в населенных пунк-тах Путилово, ст. Назия, Синявино-1, Отрадное и д. Назия городского поселения Приладожского. Для этого я посетила Кировский военкомат и муниципальные образования: Путилово, Отрадное, Приладожское, а также воинское захоронение Синявино-1.

В результате посещения выяснила, что ко Дню Победы 2013 года увековечены на центральном братском воинском захоронении в Путилово наши земляки: Иван Григорьевич Ануфриев, Михаил Иванович Ануфриев – сержант, Егор Игнатьевич Валей – красноармеец, Иван Семёнович Губинский – красноармеец, Иван Афанасьевич Кондаков, Николай Петрович Рочев – красноармеец, Николай Илларионович Сметанин – рядовой, Константин Иванович Шевелёв – рядовой.

В администрации Путилово ко мне подошел мужчина и спросил, откуда я, и в ответ сказал: «Возможно, ваши тоже есть». Я спросила, что он имеет в виду? Он представился Евгением Леонидовичем Безносюком, депутатом Совета муниципального образования Путиловского сельского поселения, президентом благотворительного фонда «Путиловский камень». Фонд восстанавливает часовни, церковь. Занимается поиском погибших. Сам он – бывший военный.

При проведении поисковых работ 29 сентября 2009 года в д. Нижняя Шальдиха Кировского района были обнаружены останки одиннадцати красноармейцев. Погибшие лежали на глубине 1,8 метра в суглинистом грунте, имелись характерные признаки попадания пуль от огнестрельного оружия в области головы и грудной клетки.

Для последующего захоронения останки переданы его фонду и перезахоронены 3 октября 2010 года в д. Нижняя Шальдиха.

Стали выяснять, кем, когда и по какой причине были расстреляны красноармейцы. Обратились в органы, подняли дело, ознакомились. Выяснили, что военнослужащие были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны за нарушение воинской дисциплины.

Добились, чтобы разрешили ознакомиться с делом и добились его пересмотра. В результате пересмотра все расстрелянные были реабилитированы. Сейчас разыскивают их родственников, чтобы сообщить им об этом. Адреса родственников имеются в деле. Несколько человек уже нашли.

Евгений Леонидович попросил меня посмотреть списки. Мы съездили к нему домой, он показал документы, касающиеся этого дела и списки расстрелянных. Фамилий наших земляков я не обнаружила, но одну фамилию из Верхнетоемского РВК Архангельской области нашла. Я по-обещала, что буду в Архангельске и передам документы в Центр пат-риотического воспитания молодежи для передачи информации родственникам солдата, что и сделала, приехав в Архангельск.

* * *

На воинском захоронении ст. Назия увековечены наши земляки: Александр Алексеевич Анянов – младший лейтенант, Павел Иванович Белозёров – рядовой, Анисим Игнатьевич Валей – красноармеец, Семён Васильевич Корепанов – красноармеец, Степан Фёдорович Косков – рядовой, Иван Михайлович Ледков – красноармеец, Фёдор Филиппович Паньков – рядовой, Егор Александрович Панюков – младший сержант, Георгий Иванович Скрябин – капитан.

На воинском захоронении Синявино-1 увековечены Изосим Ефимович Ануфриев – рядовой, Егор Николаевич Апицын – рядовой, Иван Васильевич Артемьев – рядовой, Митрофан Прокопьевич Батманов – рядовой, Иван Иванович Безумов – гвардии старший лейтенант.

Съездила я и в администрацию МО «Приладожское городское поселение», на территории которого расположена деревня Назия, до нее от центра поселения надо идти пешком еще около трех километров. Ездят на машинах, в основном, частники. В деревне Назия, согласно Книге памяти Ленинградской области (КП ЛО), похоронен наш земляк Иван Семёнович Чупров.

Я сходила на захоронение, но на мемориальных досках его фамилии не нашла. Тогда я зашла в администрацию МО «Приладожское городское поселение», встретилась с инспектором ВУС (военно-учетная специальность) Ольгой Владимировной Марковой и объяснила проблему. Сказала, что к тому же в нашей Книге памяти место гибели Ивана Семёновича указано как «кв. 39–95, подножье Синявинской высоты».

Мне пообещали, что имя Ивана Семёновича они увековечат. Здесь же они нашли КП ЛО, сделали ксерокопию странички, на которой были его данные.

Но еще нужна копия страницы из нашей КП, заверенная военкоматом, а также заявление от родственников, где они хотели бы увековечить имя Ивана Семёновича. Сами они еще сделают запрос в ЦАМО.

Может возникнуть еще одна проблема: если он умер от ран в госпитале, то позднее останки таких военнослужащих перезахоронили на Синявинских высотах. Поэтому есть выбор, где его увековечить – в д. Назия, в Синявино-1 или на Синявинских высотах.

На обратном пути из Приладожского я заехала в Отрадное. На увековечение в Отрадном в военкомат были посланы списки с шестью фамилиями. В администрации я встретилась со специалистом Лианой Евгень-евной Королёвой. Она посмот-рела документы и сообщила, что списки на увековечение есть, но их мало – семь фамилий, ждут, когда накопится достаточно для изготовления мемориальной доски. Это случается два-три раза в год. Вопрос держат на контроле. Из семи фамилий на увековечение – шесть наших земляков. Увековечивать их будут на Ивановском пятачке в Отрадном.

Из Карелии

Из Санкт–Петербурга я вы-ехала в Медвежьегорск. Рассчитывала поработать в военкомате и съездить на воинские захоронения, на которых погибли наши земляки, но посетив военкомат и поговорив со специалистом, посмотрев карту воинских захоронений, их количество, решила, что сюда надо ехать специально и на несколько дней.

Причем надо хорошо изучить нашу Книгу памяти и материалы по военным действиям в Карелии на Медвежьегорском направлении. Поэтому я решила здесь не задерживаться. Посетив военкомат и поговорив с начальником отдела специального пенсионного обеспечения по архивным справкам (по связи с ЦАМО) Ольгой Валерьевной Борисовой, я посмотрела два тома Книги памяти Медвежьегорского района (в ней фамилии погибших, призванных из этого района). А потом спросила, есть ли что-нибудь о нашем земляке Григории Никифоровиче Саукове, умершем от ран в этом районе.

Ольга Валерьевна поискала материалы в компьютере и нашла алфавитную карточку на него, сделала мне ксерокопию. Карточка выписана на основе вышедшей книги «Память» по 71-й Краснознаменной стрелковой дивизии (стр. 264).

Место захоронения: братская могила по улице Кирова города Медвежьегорска. Это пять минут ходьбы от военкомата. Я сходила на захоронение, сфотографировала его, но фамилии не читала, так как захоронение большое, мемориальных досок много, это заняло бы много времени, а в 11 часов уже отходил мой поезд на Мурманск.

Уже по возвращении домой я получила письмо из Лоухского военкомата. Передаю текст дословно.

«На ваш запрос сообщаем, что на основании выписки из Книги памяти Ненецкого автономного округа, имена:

1. Буркина Ивана Григорьевича, 1911 г.р., мл. сержант, погиб 07.03.1944 г.;

2. Ладкина Павла Андреевича, 1905 г.р., ефрейтор, погиб 07.03.1944 г.;

3. Мымова Сергея Константиновича, 1923 г.р., рядовой, погиб 22.06.1944 г.;

4. Сайфутдинова Мухафдтина, 1915 г.р., рядовой, погиб 03.07.1942 г.;

5. Чупрова Дмитрия Ивановича, 1910 г.р., рядовой, погиб 00.04.1942 г. – занесены в списки захороненных (перезахороненных) на братском захоронении поселка Сосновый Лоухского района Республики Карелия. Их имена будут нанесены на мемориальную плиту захоронения при проведении ближайшей реконструкции мемориала и будут внесены в книгу «Вечная слава героям» по Лоухскому району Республики Карелия.

Имя Хозяинова Корнила Ивановича, 1922 г.р., рядовой, погиб 25.04.1942 г., уже было внесено в списки захороненных п. Сосновый.

На рядового Попова Ивана Яковлевича, 1908 г.р., пропавшего без вести, нами сделан запрос в архив МО РФ города Подольска.

Начальник отдела военного комиссариата Республики Карелия по Лоухскому району С. Константинов.»

Дальше мой маршрут продолжился в Мурманской области. Но об этом в следующей статье.