Вы здесь

Не путать государственное с личным

Корреспондент «Няръяна вындер» беседует с прокурором НАО

Слово «коррупция» у большинства людей вызывает ассоциации с миллионными взятками, которые получают чиновники высокого ранга. Это явление, правда, в меньших масштабах, обнаружено и в Ненецком автономном округе. О коррупционных делах, которые в последнее время обсуждает окружное общественное мнение, мы беседуем с прокурором НАО Николаем Егоровым.

– Николай Валентинович, у наших читателей возникают вопросы, почему сразу несколькими главами муниципальных образований в Заполярном районе начали заниматься правоохранительные органы. Некоторые утверждают, что это политический заказ. А что там на самом деле происходит с точки зрения закона?

– Начнем по порядку. Противодействие коррупции в нашей стране в последние годы проводится все решительнее. Это целый комплекс мер. Принят федеральный закон, где четко определено понятие коррупции, и поставлены задачи по борьбе с ней перед государственными и правоохранительными органами. Была разработана стратегия и планы по противодействию коррупции, в том числе и на муниципальном уровне.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» так определяет ее: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, зло-употребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Поэтому механизм защиты от таких противоправных действий связан с ограничениями для государственных и муниципальных служащих. Как раз нарушение этих ограничений и привело к мерам прокурорского реагирования в трех муниципалитетах.

Руководству округа, Заполярного района и в правоохранительные органы поступали жалобы от жителей Харуты на действия главы администрации Хоседа-Хардского сельсовета Елены Цявко. В ходе проверок выяснилось, что в нарушение требований закона она назначила на должность директора муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство МО «Хоседа-Хардский сельсовет» своего супруга. При этом ей не помешало отсутствие у супруга высшего профессионального образования, а также соответствующего опыта работы, в том числе на руководящих должностях.

В связи с длительным непринятием мер по урегулированию конфликта интересов в феврале 2014 года прокуратурой округа внесено представление в Совет депутатов МО «Хоседа-Хардский сельсовет» с требованием рассмотреть вопрос об удалении главы муниципального образования поселения в отставку в связи с несоблюдением ограничений и запретов и неисполнением обязанностей, которые установлены федеральным законом «О противодействии коррупции».

На 14-й внеочередной сессии Совета депутатов МО «Хоседа-Хардский сельсовет», состоявшейся 2 апреля с участием представителя прокуратуры округа, депутаты приняли решение об удалении Елены Цявко в отставку по основаниям, указанным в представлении прокуратуры округа. Супруг главы ранее был также уволен с занимаемой должности.

Подобные нарушения закона были выявлены и в деятельности главы МО «Приморско-Куйский сельсовет» Виктора Таратина, который назначил на должность директора муниципального казенного учреждения «Дом культуры МО «Приморско-Куйский сельсовет» свою супругу. В мартe 2014 года по этому факту прокуратурой округа главе сельского поселения внесено представление. В результате, нарушения антикоррупционного законодательства были устранены, супруга главы освобождена от занимаемой должности директора учреждения. Но на этом дело не закончилось, поскольку супруга была назначена в это же учреждение теперь уже на должность заместителя директора. По данному факту прокуратурой округа вновь организована проверка.

Глава муниципального образования «Великовисочный сельсовет» Екатерина Панькова в нарушение антикоррупционного законодательства и законодательства о муниципальной службе назначила на должность муниципальной службы в администрацию сельского поселения супругу своего сына, находящуюся в ее непосредственном подчинении, необоснованно предоставила ей оплачиваемый учебный отпуск. По иску прокуратуры округа суд признал указанные действия главы сельского поселения незаконными, и муниципальный служащий уволена с занимаемой должности.

Кроме того, прокуратурой округа в мае 2014 года внесено в Совет депутатов МО «Великовисочный сельсовет» представление с требованием рассмотреть вопрос об удалении главы муниципального образования поселения в отставку в связи с несоблюдением ограничений и запретов и неисполнением обязанностей, которые установлены федеральным законом «О противодействии коррупции». Решение депутатами еще не принято, и рассмотрение представления находится на контроле прокуратуры округа.

– Не слишком ли суровое наказание за нарушения, которые не наносят обществу особого ущерба и легко могут быть исправлены?

– Если бы дело только этим ограничилось, согласен, можно было бы обойтись более мягкими мерами. Но в ходе проверок по жалобам граждан были выявлены и другие нарушения. Например, выяснилось, что, когда Екатерина Панькова была главой муниципального образования в Хорей-Верском сельсовете, она, распоряжаясь муниципальными деньгами, заключила контракт на отсыпку участка под строительство дома со своим сыном, причем для этого он использовал муниципальную технику и труд рабочих, которые получали зарплату в муниципалитете.

В поселке Великовисочное она ввела в заблуждение депутатов при рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на приобретение служебного жилья.

Кроме самого факта нарушения закона, обществу наносится и большой моральный ущерб – у людей создается впечатление, что люди, которые приходят к власти, используют ее для личного обогащения. Здесь важны даже самые незначительные факты.

Из таких мелочей у некоторых руководителей складывается ощущение вседозволенности и безнаказанности. Вот и Елена Цявко. Проверки показали, что в январе и марте 2013 года она присвоила вверенные ей как главе муниципального образования денежные средства, распорядившись о выдаче ей бюджетных денежных средств якобы за понесенные ею расходы в ходе командировки в Нарьян-Мар, за найм жилого помещения, а также за расходы, понесенные в связи с покупкой подарка и цветов на юбилейное мероприятие «75 лет служению искусству».

Суммы, конечно, не миллионные, но при этом исчезает понимание того, что можно и что нельзя. Не случайно Елена Цявко объясняла следователям свои действия тем, что, мол, все так делают. Следствие квалифицировало действия Цявко по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса как присвоение – хищение чужого имущества, вверенного винов-ному, совершенное с использованием своего служебного положения, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.

Подчеркну, что в условиях Ненецкого округа, в небольших населенных пунктах, эти злоупот-ребления невозможно утаить, и они вызывают обоснованное возмущение населения. Здесь и ответ на вопрос о политическом заказе – все наши проверки и расследования правоохранительных органов проводились исключительно по жалобам граждан, а не «по наводке» вышестоящих властей.

– Получается, что эти власти и недосмотрели за тем, что происходит на местах?

– Да, многие нарушения закона, в том числе и те, о которых мы говорим, происходят из-за того, что отсутствует элементарный контроль со стороны районных властей. Их можно легко обнаружить и исправить, не доводя дело до уголовного преследования и не создавая соблазн для руководителей, которые, как видим, в течение достаточно большого периода времени пользовались бесконтрольностью и безнаказанностью.

Это вызывает удивление, поскольку мы постоянно работаем с районными и муниципальными властями по профилактике коррупции – разъясняем законодательство, проводим обучение, семинары, совместно рассматриваем представления, проводим выездные совещания. В каждом муниципальном образовании созданы комиссии по урегулированию конфликта интересов, но они не работают.

– Николай Валентинович, в начале разговора мы отметили, что у коррупции, если можно так выразиться, много лиц. С каких еще вы готовы сорвать маски?

– Мы нацеливаем правоохранительные органы на проверку информации о других, более значимых, нарушениях. Очень важный момент – это нарушения закона при строительстве жилья и других социальных объектов на селе. Почти в каждом населенном пункте Заполярного района мы обнаруживаем, что многие дома построены без должного строительного и финансового контроля. Это тоже вызывает социальную напряженность – на бумаге жилье есть, а жить в нем невозможно, много недостроенных домов, хотя деньги строители получили в полном объеме.

Есть вопросы и к подрядчикам, которые строят в Нарьян-Маре. Об этой проблеме недавно мы говорили с главой региона Игорем Кошиным, который считает, что ситуацию надо исправлять как можно быстрее.

Сейчас мы также работаем с материалами Счетной палаты, которая выявила нарушения, анализируем результаты проверок, рассматриваем обращения граждан. Далее будем решать, есть ли в том или ином случае коррупционная составляющая, что стоит за нарушением закона – неумение работать или преступный умысел.